Вайшешика
ВАЙШЕШИКА (санскритский, от вишеша - особенное, отличное и т.п.), школа (даршана) ортодоксальной индийской философии, разработавшая оригинальную систему онтологических категорий и концепцию атомизма. В истоках традиции вайшешики лежат «Вайшешика-сутры» (около 1 века нашей эры), приписываемые легендарному мудрецу по прозвищу Канада («поедатель зёрен/атомов»). Ранние комментарии на этот текст не сохранились, из более поздних известны анонимный комментарий «Вритти» (около 1100-1150), «Вьякхья» Вадиндры Бхатты (около 13 век), «Вритти» Чандрананды (между 6-14 века) и «Упаскара» Шанкара Мишры (15 век). Сочинение Чандрамати «Дашападартхашастра» («Наука десяти категорий», около 5 века), содержащее доктрину десяти категорий вайшешики, дошло до нашего времени в переводе на китайский язык. Классическое учение вайшешики изложено Прашастападой (около 6 века) в «Падартха-дхарма-санграхе» («Собрании характеристик категорий»). Учение вайшешики развивали в своих комментариях Вьомашива (около 948-972), Шридхара (около 950-1000), Удаяна и др. С самого раннего периода своего существования вайшешике была близка системе ньяя, с которой в дальнейшем образовала синкретическую школу ньяя-вайшешика.
Реклама
Всё, что существует во вселенной, по вайшешике, распределяется между шестью категориями (падартха): субстанцией (дравья), качеством (гуна), движением (карман), общим (саманья), особенным (вишеша) и присущностью (самавая). Позднее к ним добавляется и седьмая - небытие (абхава). Категории реально существуют, познаваемы и именуемы (вайшешика придерживалась принципа соответствия между языком и реальностью, и часто слова в ней служат знаками, из которых выводится существование вещей). В каждой из категорий (за исключением присущности) можно выделить уровень умозрительных, но не воспринимаемых чувствами причин, и уровень следствий - производный от причин воспринимаемый мир; второй уровень объясняется в терминах конфигурации принципов первого уровня. Видимая вселенная образуется комбинацией атомов земли, воды, огня и ветра (образующих составные субстанции соответствующих первоэлементов - махабхут) и несоставных субстанций акаши (эфира), направления-места (диш), времени (кала); наблюдаемые качества сложных вещей образуются соединением качеств вечных субстанций (четырёх типов атомов), движения - актами соединения и разъединения движущегося предмета с пространственными точками. В категориях саманья - вишеша («общее - особенное») первый уровень конституируется, с одной стороны, универсалией бытия (сатта), с другой - «атомами различия», «конечными различителями» (антья вишеша), второй же уровень представлен универсалиями «среднего звена», например «субстанциальностью», «земляностью», «горшечностью», воспринимаемыми в обычном глиняном горшке. Чтобы объяснить, почему составляющие мироздания, принадлежащие разным модусам бытия, могут соединяться в единое целое в объектах опыта, вайшешика вводит категорию присущности (самавая), устанавливающую фундаментальную связь между субстанциями и качествами, субстанциями и движениями, вечными вещами и «конечными различителями», а также причиной и следствием, целым и его частями и так далее С помощью присущности вайшешика объясняет отличие целого от суммы составляющих его частей.
Для сторонников вайшешики объяснить любое явление означало найти составляющие его «атомы». Помимо атомов материальных стихий, в своём анализе разных процессов они выделяли «атомы» пространства (пространственные точки - прадеша), времени (моменты - кшана), движения. Основной действующий орган психики - манас - тоже представляет собой атом, что накладывает отпечаток на всю психическую жизнь индивида, которая представлена в вайшешике как последовательность атомарных психических актов.
Однако особенность онтологии вайшешики состоит не столько в плюрализме первичных субстанций (бесчисленные атомы, акаша, пространство, время и так далее), сколько в их бесконечном разнообразии (вишеша - отсюда и название школы). Оно столь велико, что даже два атома одного класса не похожи друг на друга. Причина же столь фундаментального разнообразия отнюдь не в индивидуальной природе первопринципов, а в особых первосущностях, которые последователи вайшешики называют «конечными различителями». Родовая идентичность вещей тоже объясняется чем-то иным, нежели они сами; например, корова является коровой лишь потому, что в ней присутствует универсалия «коровности». Эта фундаментальная установка вайшешики - искать источник самодостаточности и целостности вещей и явлений не в них самих, а вовне - нашла отражение и в теории познания, которая требует верификации одного акта познания с помощью другого (паратах праманья).
В отличие от школ веданты, сознание в вайшешики считалось не сущностью атмана (индивидуальной души), а лишь его временным (на период воплощения) атрибутом. Лишившись тела, атман становится бессознательным. В концепции освобождения индивидуальных атманов от сансары (оно понималось исключительно как избавление от страданий) вайшешика, по всей видимости, испытала влияние буддийского идеала нирваны, поэтому, критикуя её, оппоненты употребляли антибуддийские аргументы; например, они сравнивали «освобождённый» атман вайшешики с бревном или камнем.
Вайшешика периода «Вайшешика-сутр» обходится без космогонии. У Прашастапады появляется учение о мировых циклах и об Ишваре как божественном зодчем вселенной. Последующие авторы вайшешики приложили много усилий для развития теистической доктрины.
Лит.: Гостеева Е.И. Философия вайшешика. Таш., 1963; Encyclopedia of Indian philosophies: Indian metaphysics and epistemology / Ed. by К. Н. Potter. Princeton, 1977; Лысенко В. Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. М., 1986; она же. Универсум вайшешики. М., 2003; Halbfass W. On being and what there is: classical Vaisesika and the history of Indian ontology. Albany, 1992.
В. Г. Лысенко.