Веберн Антон
ВЕБЕРН (Webern) Антон фон (3.12.1883, Вена - 15.9.1945, Миттерзиль), австрийский композитор, дирижёр. Представитель новой венской школы. Наиболее радикальный композитор-новатор 1-й половины 20 века. Отец Веберна, крупный чиновник, принадлежал к старинному дворянскому роду. Веберн начал серьёзно заниматься музыкой с 1895 года, играл на виолончели в любительском оркестре. Первые музыкальные сочинения (инструментальные пьесы, песни) относятся к 1899 году. В этот период Веберн создал несколько литературных сочинений (стихи, очерки, пьеса). В 1906 году окончил Венский университет (изучал историю музыки у Г. Адлера, контрапункт у К. Навратила, гармонию у Г. Греденера) и получил степень доктора философии. Полифоническая техника композиции (в особенности канон), которую Веберн изучал в ходе работы над диссертацией (посвящена творчеству Х. Изака), стала в дальнейшем основой многих его произведений. В начале 1900-х годов Веберн писал музыку в позднеромантичном стиле (8 песен; идиллия для оркестра «В летнем ветре» по Б. Вилле, 1904). В 1904-08 годах занимался композицией у А. Шёнберга, который стал для Веберна главным авторитетом в музыке. В кругу учеников Шёнберга в 1904 году познакомился с А. Бергом, который всю жизнь оставался близким другом Веберна. Сочинения этого периода (медленная часть Квартета, циклы песен на стихи Р. Демеля и С. Георге, Пассакалия для оркестра op. 1, хор «Ускользайте на лёгких челнах» ор. 2) ещё сохраняли тональную основу. Оригинальный стиль Веберна, связанный с переходом в атональную систему музыкального языка, проявил себя в песнях для голоса и фортепиано на слова Георге (ор. 3 и ор. 4, 1909). Вершин атонального стиля Веберн достиг в циклах инструментальных миниатюр: 5 пьес для струнного квартета ор. 5 (1909); 6 пьес для оркестра ор. 6 (1913); 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913).
Реклама
В 1908-14 годах Веберн, продолжая сочинять, был вынужден заниматься нелюбимой работой - дирижированием опереттой (на курортах в Бад-Ишле, Теплице, Данциге, Штеттине). В начале 1-й мировой войны (1914) вступил добровольцем в Красный Крест и приложил все усилия для отзыва из армии А. Шёнберга. В 1916-20 годах (с перерывами) также работал дирижёром оперы в Немецком театре в Праге.
Произведения Веберна были впервые опубликованы в 1920 году в венском издательстве «Universal Edition». Всё более значительной становилась его дирижёрская деятельность: в 1921-22 годах дирижёр венского Шубертовского союза, в 1921-26 годах руководитель мужского хора в Мёдлинге (близ Вены), с 1923 года хормейстер Певческого общества, в 1927-28 - дирижёр общедоступных Рабочих симфонических концертов в Вене. В 1927-35 годах регулярно выступал с оркестром Австрийского радио. Наряду с классическим репертуаром Веберн исполнял сочинения А. Брукнера и Г. Малера, новейшую музыку, революционные хоры и песни Х. Эйслера. Его дирижёрская манера была страстной, экстатичной, в противоположность его музыке - эмоционально сдержанной.
В 1924 году в технике сочинения и эстетике Веберна совершился поворот: по примеру А. Шёнберга он стал применять додекафонию (первое полностью додекафонное сочинение - Струнное трио ор. 20, 1928). В выдающейся по совершенству Симфонии ор. 21 (1928) он открыл новый метод композиции на основе додекафонии - сериализм. При этом Веберн исходил из техники канона и одновременно использовал принцип вариационности. Вершины его хоровой музыки - 3 кантаты на стихи Х. Ионе: «Свет очей» ор. 26 (1935), ор. 29 (1939) и ор. 31 (1943). Веберн также заложил основы пуантилизма (II часть Вариаций для фортепиано ор. 27, 1936, и др.). Беспрецедентная особенность зрелых сочинений Веберна - их афористичность и лаконизм (Симфония ор. 21 звучит около 9 минут).
В 1932-33 году Веберн преподавал частным образом композицию и форму (курс лекций, записанный его учеником В. Райхом, опубликован в 1960). С усилением влияния нацизма закончилась дирижёрская карьера Веберна: в 1934 году рабочие культурные организации в Австрии были распущены. Последнее его выступление в качестве дирижёра состоялось в мае 1936 года в Лондоне с Оркестром Би-Би-Си (концерты памяти А. Берга; сохранилась аудиозапись). После аншлюса (1938) Веберн оказался в полной изоляции; причисленные к «культурбольшевизму», его сочинения на родине были официально запрещены. В конце марта 1945 года он бежал от наступавших советских войск в горы на юге Австрии. Уже после капитуляции Германии Веберн был убит случайным выстрелом американского солдата.
Творчество Веберна, его музыкальный язык и техника легли в основу послевоенного «второго авангарда».
Соч.: [Вступ. ст.] // Isaac Н. Choralis Constantinus. W., 1909. TI 2 (Denkm äler der Tonkunst in Österreich, XVI. 1 Jg. Bd 32); Der Weg zur neuen Musik / Hrsg. von W. Reich. W., 1960; Лекции о музыке. Письма. М., 1975.
Лит.: Wildgans F. А. Webern. L., 1966; Kolneder W. А. Webern: Einführung in Werk und Stil. W., 1974; Krellmann Н. А. Webern in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbeck bei Hamburg, 1975; Moldenhauer Н., Moldenhauer R. А. von Webern: а chronicle of his life and works. L., 1978; Холопова В. Н., Холопов Ю. Н. А. Веберн: жизнь и творчество. М., 1984; они же. Музыка А. Веберна. М., 1999; Moldenhauer Н. The death of А. Webern: а drama in documents. N. Y., 1985; Hayes М. А. von Webern. L., 1995; Bailey К. The life of Webern. Camb. а. о., 1998.
В. Н. Холопова.