Вечерние школы

ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ, общеобразовательные учебные заведения для молодёжи и взрослых, совмещающих учёбу с трудовой деятельностью. Появились в России в 1870-х годах, первоначально - как разновидность воскресных школ. Под названием «вечерние школы» объединялись начальные учебные заведения различных типов для взрослых, общеобразовательные и профессиональные школы для рабочих и др. Часть школ находилась в ведении Министерства народного просвещения, имелись земские и частные вечерние школы, а также вечерние школы при промышленных предприятиях. В годы советской власти вечерние школы стали частью единой государственной системы образования. В 1920-1930-х годах в основном это были школы для взрослых (обычные и повышенного типа), школы крестьянской (колхозной) и сельской молодёжи, вечерние рабочие факультеты (1919-40), различные общеобразовательные и политико-просветительные курсы. С 1937 года очная (вечерняя) форма обучения дополнена заочной. Современный тип российской общеобразовательной вечерней школы формировался с конца 1940-х годов. В 1943 году созданы школы рабочей молодёжи и школы сельской молодёжи, в 1958 году преобразованные в вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, которые до начала 1980-х годов рассматривались как основной тип общеобразовательного учебного заведения для работающей молодёжи. Отмена обязательности среднего образования (конец 1980-х годов) привела к новому осмыслению роли вечерних школ как фактора социальной реабилитации, так называемых трудных подростков, как звена образовательной системы, способного соединить для выпускников базовых школ продолжение общего образования с освоением профессии, а также решать задачи переподготовки трудоспособного населения, не занятого или высвобождающегося в условиях рыночных экономических отношений. В вечерних школах получают образование лица, прервавшие по различным причинам обучение в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях. Вечерние школы создаются и действуют как самостоятельные учебные заведения, главным образом на базе старшей ступени общеобразовательной школы. Возможно создание вечерних отделений (классов) при дневных школах. Вечерняя школа может иметь очную и заочную формы обучения или сочетать их. В 2004/05 учебном году в Российской Федерации насчитывалось свыше 1700 самостоятельных вечерних школ, в которых обучалось свыше 460 тысяч учащихся, работало около 70 тысяч преподавателей.

Реклама

Лит.: Вечерняя средняя школа / Под редакцией В. Г. Онушкина и др. М., 1990.