Великое Княжество Финляндское

Великое Княжество ФинляндскоеВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ФИНЛЯНДСКОЕ (ВКФ), статус финских земель в составе Швеции с 1581 года; автономное административно-территориальное образование на северо-западе Российской империи. Присоединено к России в ходе русско-шведской войны 1808-09 годов, о чём объявлено в манифесте от 20.3(1.4).1808. На Боргоском сейме 1809 года император Александр I заявил о сохранении в ВКФ лютеранской религии и шведского законодательства, а представители финских сословий принесли присягу Александру I; для жителей ВКФ введено финляндское подданство (для пребывания на остальной территории империи они оформляли специальные документы). На рубеже 1811-12 годов российским правительством в состав ВКФ переданы районы так называемой Старой Финляндии - Карельский перешеек с Выборгом и северное Приладожье (присоединены к России по условиям Ништадтского мира 1721 года и Абоского мира 1743 года).

Площадь ВКФ около 331,859 тысяч км2 (1812). Население 1,117 миллионов человек (1815), 3,269 миллионов человек (1914); финны - 86,75%, шведы - 12,89%, русские - 0,29%, саамы - 0,06%. Лютеранство исповедовали 98% населения, православие - 1,9%. В 38 городах княжества проживало 14,7% населения (1914). С 1811 года ВКФ делилось на губернии: Або-Бьёрнеборгскую, Вазаскую, Выборгскую, Куопиоскую, Кюмменегордскую (Хейноласкую), Нюландско-Тавастгусскую, Улеаборгскую. По административной реформе 1831 года Нюландско-Тавастгусская губерния разделена на Нюландскую и Тавастгусскую губернии, а Кюмменегордская губерния упразднена (из её части была образована Санкт-Михельская губерния, остальная территория вошла в состав Выборгской и Нюландской губерний). Столицы - Або (финский Турку; 1808-12), Гельсингфорс (финский Хельсинки; с 1812 года).

Реклама

Административно-правовое устройство. Носителем верховной власти в ВКФ являлся российский император с титулом великого князя финляндского [принял его 25.12.1808 (6.1.1809)]. К его исключительной компетенции относились вопросы внешней политики и обороны; только он обладал правом созыва представительного законосовещательного (с 1906 года законодательного) органа - Сейма (в 1810-62 не созывался) и внесения в него законопроектов (в 1886 году правом законодательной инициативы наделён также и Сейм). Российский император назначал членов учреждённого в 1809 году высшего органа административного управления ВКФ - Правительствующего совета (с 1816 года Императорского финляндского сената), утверждал бюджет ВКФ, обладал правом помилования, возведения дворян в графское и рыцарское достоинство.

Главой администрации ВКФ был назначаемый императором генерал-губернатор, являвшийся по должности председателем Сената; по его представлению императором на 3 года назначались начальники финляндских губерний и руководители центральных ведомств ВКФ. Представление императору других дел княжества осуществляли состоявшие из финляндских подданных Комиссия финляндских дел, в 1826-1918 годах Статс-секретариат по делам Великого княжества Финляндского, который возглавлял статс-секретарь (с 1834 года министр статс-секретарь). Правом докладов императору по финляндским делам в 1824 - середине 1850-х годов пользовался и генерал-губернатор. Такой порядок, сохранявшийся до 1908 года, обеспечивал автономность администрации ВКФ от других центральных ведомств империи.

Великое Княжество ФинляндскоеСенат, который отчитывался только перед императором, подразделялся на департаменты: хозяйственный и судебный. В ведении Сената находились центральные учреждения ВКФ: Коллегиум Медикум (образован в 1811 году), Главное управление межевого ведомства, Главная таможенная дирекция, Главное управление лоцманского и маячного ведомств, Почтовая дирекция (все 1812), Управление по расчистке порогов и строительству каналов (1816). Членами высших и центральных учреждений ВКФ могли быть только финляндские подданные. В 1808-27 годах административные должности в ВКФ, кроме должности генерал-губернатора (за исключением первого генерал-губернатора Г. М. Спренгпортена), занимали лица евангелическо-лютеранского вероисповедания, затем и православные.

Сейм был созван в 1863 году императором Александром II. Этому способствовали возраставшее в ВКФ недовольство отсутствием представительного органа, пропаганда скандинавизма и восстание в Царстве Польском. Сейм состоял из заседавших отдельно дворянской палаты (входили главы дворянских родов княжества) и избиравшихся соответствующими сословиями духовной, бюргерской (городской) и крестьянской палат. К его полномочиям относились обсуждение гражданского, уголовного, церковного законодательства и введение новых налогов. Решения Сейма утверждались монархом. Без согласия всех четырёх палат Сейма император не мог изменять «коренные» (основные) законы, действовавшие в ВКФ. Сеймовый устав 1869 года установил периодичность созыва Сейма 1 раз в 5 лет (с 1882 года - 1 раз в 3 года), но сохранил его сословную структуру, оставив большую часть населения без избирательных прав.

Евангелическо-лютеранская церковь сохранила государственный статус. Она имела 4 епископства и 531 приход (3 миллиона прихожан в 1916). В 1866 году от Евангелическо-лютеранской церкви отделена школа. Православные приходы и монастыри в юго-восточных районах ВКФ остались под управлением Синода (1811), в 1892 году образована Финляндская епархия РПЦ.

В 1809 году финляндские войска распущены, рекруты в российскую армию из финского населения не набирались. По военной реформе 1878 года императором Александром II в ВКФ созданы национальные вооруженные силы, которые имели собственные уставы, не могли быть выведены за пределы ВКФ, подчинялись генерал-губернатору (а не российскому военному министру) и могли быть распущены монархом только с согласия Сейма. После ликвидации вооруженных сил ВКФ (1901) финляндские подданные стали призываться в российскую армию, однако бойкот призывных кампаний вынудил российское правительство в 1905 году заменить военную службу для них денежным взносом ВКФ в имперскую казну. Во время 1-й мировой войны территорию ВКФ боевые действия не затронули, вместо выполнения воинской повинности княжество продолжало выплачивать денежную компенсацию.

В ВКФ сохранялась сложившаяся ещё в составе Швеции трёхступенчатая судебная система: суд низшей инстанции в городах и сельской местности; гофгерихты (суды второй инстанции) в Або, Вазе и Выборге; судебный департамент Сената.

Выборность органов местного самоуправления была установлена сельской (1865) и городской (1873) реформами, проведёнными императором Александром II.

Экономика. Учреждение финляндского государственного «Учётно-сохранно-заёмного банка» (1811) положило начало формированию собственной финансовой системы ВКФ. В 1808-40-е годы на территории ВКФ имели хождение шведских риксдалер и российских рублей, в 1840-60-е годы - рублей, в 1860-1917 годах - рублей и финской марки (после перевода в 1877 году по инициативе финляндского Сената марки на золотую основу она стала основным платёжным средством в ВКФ). Княжество получило собственную таможенную систему (1811). Таможенная граница существовала между ВКФ и остальной частью Российской империи, действовавшие тарифы обеспечивали финляндским товарам более свободный доступ на российский рынок, чем иностранным товарам. Все доходы и налоги, собранные в ВКФ, оставались в княжестве.

В 1857 году отменён запрет на строительство паровых лесопилен, в 1859 - большинство сковывавших хозяйственную активность норм цехового регламента в промысловой деятельности. Провозглашение полной свободы предпринимательства (1879) стимулировало быстрый рост промышленности, особенно лесопиления и деревообработки (в 1890 году соответственно 22% и 20% от общего объёма производства; валовая стоимость продукции лесопиления составила 21,9 миллионов марок в 1885 и 123,4 миллионов марок в 1910). В 1861 году на средства финляндской казны в ВКФ построена первая железная дорога - Гельсингфорс - Тавастгус (около 100 км), в 1890 году протяжённость финляндских железных дорог составила 1876 км, в 1910 - 3356 км. Доступ финляндских товаров на российский рынок расширился после открытия Сайменского канала (1856), введения нового таможенного тарифа (1858), строительства по инициативе Сената железной дороги Рийхимяки - Санкт-Петербург (1870). Во 2-й половине 19 века на долю России приходилось от 30 до 50% торговли ВКФ. В связи с прекращением торгового оборота ВКФ с Германией и Великобританией во время 1-й мировой войны удельный вес России в финляндской торговле значительно возрос. Одновременно многократно увеличился объём российских военных заказов, выдаваемых промышленным предприятиям княжества.

К возникновению так называемого торпарского вопроса (смотри в статье Торпари) привело увеличение сельского безземельного населения (28% в 1870 и 48% в 1900). Оно было вызвано как абсолютным ростом сельского населения (1,062 миллион человек в 1815 и 2,765 миллиона человек в 1914), так и существовавшими законодательными ограничениями раздела хозяйства между всеми наследниками.

После ряда неурожайных лет и массового голода конца 1860-х годов началась переориентация финляндского сельского хозяйства с земледелия на животноводство. Хлеб стал составлять до 20% финляндского импорта, основными поставщиками зерна были Россия и Германия (соответственно 70% и 30% в 1891-95; 43,2% и 56,8% в 1906-10). С началом 1-й мировой войны практически весь хлеб стал поступать из России, его поставки полностью прекратились весной 1917 года, что вызвало острый продовольственный кризис.

Политика унификации. С 1880-х годов российское правительство придавало особое значение финляндскому направлению как возможному будущему театру военных действий с Германией (тогда же начальник штаба Петербургского ВО Н.И. Бобриков, например, отмечал, что безопасность Санкт-Петербурга зависит не только от его военного прикрытия, но и от «устойчивости нашей власти в Финляндии»). Связанные с этим объединительные мероприятия были инициированы в 1889 году указами императора Александра III о слиянии почтовой системы ВКФ и всей империи (осуществлено в 1890 году), а также о слиянии их таможенной и финансовой систем (не реализовано из-за противодействия российских промышленных кругов).

Великое Княжество ФинляндскоеИмператор Николай II продолжил политику ограничения автономии ВКФ. Манифестом от 3(15).2.1899 он изъял из юрисдикции Сейма и передал в верховные инстанции вопросы, имевшие «общегосударственное значение», при этом их круг не был чётко очерчен. Манифест был воспринят в княжестве как акт, нарушавший финляндское законодательство. Располагавший с 1903 года чрезвычайными полномочиями генерал-губернатор Н. И. Бобриков предпринял попытки внедрить русский язык в практику административного управления и школьного образования, закрыл полностью или частично ряд периодических изданий и общественных организаций, выслал из ВКФ оппозиционных политических деятелей. Ответом на эти меры стала кампания массового неповиновения центральной власти в ВКФ, получившая новый импульс с началом Революции 1905-07 годов. В ходе всеобщей стачки в ВКФ забастовочным комитетом обнародован «Красный манифест» [19.10(1.11).1905] с требованием отставки финляндского Сената и создания временного правительства, отмены всех мер, нарушавших автономию ВКФ, проведения реформы выборов в Сейм. Николай II был вынужден 22.10(4.11).1905 подписать манифест «О восстановлении законности», отменявший большинство постановлений, принятых без согласия Сейма. По реформе избирательной системы, осуществлённой с принятием Сеймового устава [утверждён императором 20.6(3.7).1906], Сейм стал однопалатным законодательным органом, избирался на основе всеобщей, равной и тайной подачи голосов. В ВКФ его начали называть парламентом, официально он продолжал именоваться Сеймом.

Но уже с 1908 года курс на унификацию возобновился: все дела (как правовые, так и административные) министр статс-секретарь стал представлять на рассмотрение императору не напрямую, а после их предварительного обсуждения в Совете министров и после получения заключения соответствующего министра о том, насколько законопроект соответствует российскому законодательству и не затрагивает ли он государственных интересов империи. С 1909 года в Сенат и другие высшие органы административного управления ВКФ назначались российские чиновники. В 1910 году Сейму ВКФ предписано избирать в Государственный совет и Государственную думу 2 и 4 членов соответственно, но это требование парламентом было отклонено. Его депутаты демонстрировали неповиновение центральной власти, в 1910 году приняли решение о невозможности выполнять свои обязанности в условиях постоянных нарушений финляндских законов, выслушивали императорские послания сидя, председатель Сейма П. Э. Свинхувуд, игнорируя запрет императора Николая II, затрагивал в своих выступлениях действия российского правительства. Сопротивление Сейма возобновившемуся объединительному курсу стало причиной его частых роспусков (8 раз в 1908-17 годах). К 1914 году центральным правительством разработана всеобъемлющая программа унификации - приведения законодательства, условий государственной и экономической жизни ВКФ к общероссийским нормам, которая, однако, не была реализована из-за начала 1-й мировой войны.

Общественно-политические процессы в ВКФ в 19 веке в решающей степени определялись развитием финского национального движения. К 1809 году в административной и судебной системе, университетском и школьном преподавании, культурной и общественной жизни использовался только шведский язык, который имел официальный статус. В то же время в быту на финском языке говорили около 90% жителей ВКФ, на нём велось богослужение. К середине 19 века сформировалось движение фенноманов (идеологи - Ю. В. Снельман, И. С. Ирьё-Коскинен и др.), которые стремились заменить шведский язык финским в административной и культурной жизни княжества, развивать финноязычную школьную систему, установить контроль над Сенатом и Сеймом, вытеснив из них шведоязычную бюрократию. Ответная реакция шведоязычной интеллигенции и бюрократии привела к появлению в 1860-е годы шведоманского движения (лидер А. О. Фреуденталь). Российская власть, заинтересованная в ослаблении прошведских настроений в ВКФ, поддерживала фенноманов (финский и шведский языки уравнены в правах в 1863 году, некоторые предметы в университете разрешено преподавать на финском языке, финские школы стали получать государственное финансирование и пр.). В начале 1880-х годов фенноманский лагерь раскололся на старофиннов во главе с И. С. Ирьё-Коскиненом (получили господствующие позиции в Сенате) и «либеральных фенноманов» во главе с Э. Пальменом (в 1894 году создали Младофинскую партию). Тогда же стала формироваться Шведская партия, занимавшая резкие антиправительственные и прошведские позиции. В 1899 году основана Рабочая партия (с 1903 года Социал-демократическая партия Финляндии, СДПФ; лидер - Н. Р. Урсин).

В связи с унификаторским курсом центральной власти в начале 20 века младофинны объединились в Конституционный блок со Шведской партией (1903), призывая население к пассивному сопротивлению политике генерал-губернатора Н. И. Бобрикова. В 1904 году создана подпольная Партия активного сопротивления, которая использовала индивидуальный террор и иные методы вооруженной борьбы против самодержавия.

В 1905-06 годах, после реформы избирательного права и создания однопалатного парламента, приняты программы Финской партии (ФП, старофинны; лидер - Ю. Р. Даниельсон-Кальмари) и Младофинской партии (МФП; К. Ю. Стольберг, П. Э. Свинхувуд). В 1906 году созданы Союз сельского населения (с 1908 Аграрный союз, АС; лидер - С. Алкио), Шведская народная партия (ШНП; М. фон Борн), а также Христианский рабочий союз Финляндии (ХРСФ). В парламенте (200 мест) преобладали фракции СДПФ (в 1907 - 80, в 1916 - 103 депутата), ФП (59 и 33 соответственно), МФП (26 и 23) и ШНП (24 и 21).

С началом 1-й мировой войны возникло так называемое егерское движение, участники которого осуществляли тайную вербовку и переправку добровольцев в Германию, где из них был сформирован егерский батальон, воевавший против российских войск в Прибалтике. Однако идея независимости Финляндии от России широкого распространения не имела вплоть до 1917 года.

Временное правительство, образованное в Петрограде в результате Февральской революции 1917 года, 7(20) марта отменило все акты, противоречившие основным финляндским законам. В связи с отречением императора Николая II (великого князя Финляндского) возникла правовая коллизия по вопросу о субъекте верховной власти в ВКФ. Вопреки мнению Временного правительства об окончательном решении этой проблемы на Учредительном собрании, финляндские парламентарии 5(18).7.1917 приняли Закон о верховной власти, которая передавалась парламенту, однако он сразу же был распущен Временным правительством. После Октябрьской революции 1917 года в России 2(15) ноября новый состав финляндского парламента вновь провозгласил себя носителем верховной власти в стране, а 23 ноября (6 декабря) 100 голосами «за» при 88 «против» принял Декларацию о независимости Финляндии в границах 1812 года. Независимость Финляндии признана СНК РСФСР 18(31).12.1917 и утверждена ВЦИК 22.12.1917 (4.1.1918).

Генерал-губернаторы ВКФ: Г. М. Спренгпортен (1808-09), М. Б. Барклай де Толли (1809-10), Ф. Ф. Штейнгель (1810-23), Г. М. Армфельт (исполняющий должность в 1812-13), А. А. Закревский (1823-31), А. С. Ментиков (1831-55), А. А. Чеслев (неоднократно исполняющий должность в 1833-1847), П. И. Рокасовский (1861-66; неоднократно исполняющий должность в 1848-54), Ф. Ф. Берг (1855-61, исполняющий должность в 1854-55), И. М. Норденстам (исполняющий должность в 1861, 1864, 1868, 1870, 1872-73), Н. В. Адлерберг (1866-81), Ф. Л. Гейден (1881-97), С. О. Гончаров (исполняющий должность в 1897-98), Н. И. Бобриков (1898-1904), И. М. Оболенский (1904-05), Н. Н. Герард (1905-08), В. А. Бекман (1908-09), Ф. А. Зейн (1909-17), М. А. Стахович (март - сентябрь 1917), Н. В. Некрасов (сентябрь - ноябрь 1917).

Источн.: Сборник сведений по Финляндии. 1900. СПб., 1900; Акты для выяснения политического положения Великого княжества Финляндского. 2-е изд. СПб., 1908.

Лит.: Кочкарев Н. А. Политические партии в Финляндии. СПб., 1909; Тиандер К. Финляндия и Россия. П., 1917; Кяйвяряйнен И. И. Международные отношения на севере Европы в начале XIX в. и присоединение Финляндии к России в 1809 г. Петрозаводск, 1965; Корнилов Г. Д. Русско-финляндские таможенные отношения в конце XIX - начале XX в. Л., 1971; Paasivirta J. Suomija Eurooppa: Autonomiankausi ja kansainväliset kriisit (1808-1914). Hels., [1978]; Лайдинен А. П. Развитие капитализма в промышленности Финляндии. Л., 1979; Суни Л. В. Очерк общественно-политического развития Финляндии в 50-70 годы XIX в. Л., 1979; он же. Самодержавие и общественно-политическое развитие Финляндии в 80-90 годы XIX в. Л., 1982; Дусаев Р. Н. Становление государственной автономии Великого княжества Финляндского (1808-1809). Свердловск, 1983; Расила В. История Финляндии. Петрозаводск, 1996; Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии, 1809-1955. М., 1998; Новикова И. Н. «Финская карта» в немецком пасьянсе: Германия и проблема независимости Финляндии в годы Первой мировой войны. СПб., 2002; Бахтурина А. Ю. Окраины Российской империи: государственное управление и национальная политика (1914-1917). М., 2004; Jussila О. Suomen suuriruhtinaskunta 1809-1917. Hels., 2004; Клише М. Имперская Финляндия. СПб., 2005; он же. На чужбине и дома. СПб., 2005.

Л. В. Суни.