Великоустюжское чернение по серебру

Великоустюжское чернение по серебруВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ, русский художественный промысел, сложившийся во 2-й половине 18 века в городе Великий Устюг. Изготовлялись серебряные изделия, украшенные чернью. С 1761 по 1776 годы в городе работала фабрика братьев С. и А. Поповых, выпускавшая ларцы, табакерки, флаконы, коробочки и пр., с богатым орнаментом в духе барокко и рококо, занимательными сюжетными рисунками. Ведущими мастерами в 18 веке были М. М. Климшин, А. И. Мошнин. В начале 19 века под влиянием классицизма формы становятся строже, преобладают документальные сюжеты - панорамы городов, географические карты, исполнением которых прославилась семья Жилиных. В середине 19 века получил распространение растительный узор, построенный на сочетании тёмного и светлого тонов, им сплошь покрывались поверхности брошей, запонок и других небольших изделий. Эти традиции долго сохранялись в творчестве мастера М. И. Кошкова. В начале 1920-х годов промысел пришёл в упадок. Возрождение его началось в 1929 году в экспортной мастерской под руководством М. II. Чиркова. В 1933 году на её базе была сформирована кустарно-промысловая артель «Северная чернь» (с 1960 года завод). Большая заслуга в развитии черневого искусства с 1930-х годов принадлежала мастеру Е. П. Шильниковскому.

Лит.: Гольдберг Т. Г. Черневое серебро Великого Устюга. М., 1952; Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Русское черневое искусство. М., 1972.

И. Н. Перфильева.