Венециановцы
ВЕНЕЦИАНОВЦЫ (венециановская школа), группа российских художников 2-й четверти 19 века - живописцев и графиков, частным образом учившихся у А. Г. Венецианова в Санкт-Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии. В основе методики Венецианова - постепенное освоение живописи с натуры по правилам прямой перспективы, от натюрморта и интерьера до портрета и жанровой сцены. Основным учебным заданием и моделью картины любого жанра служил интерьер: работая над ним, художник решал проблемы организации пространства, размещения в нём фигур и предметов, освещения, единства световоздушной среды. Венецианов успешно использовал принцип так называемых ланкастерских школ взаимного обучения: учебные работы венециановцев, выполненные под руководством учителя или наиболее успевающих учеников, становились полноценными произведениями искусства. Развитие натюрморта, интерьера, интимного портрета, национального пейзажа и бытового жанра, крестьянской темы в русском искусстве - во многом заслуга венециановской школы.
Реклама
К ней принадлежали около 70 художников, в основном выходцев из беднейших слоёв податных сословий: А. А. Алексеев, А. Г. Денисов, К. А. Зеленцов, Е. Ф. Крендовский, Н. С. Крылов, Л. К. Плахов, Ф. М. Славянский, А. В. Тыранов, А. Ф. Чернышёв и др.; среди них наиболее оригинальны Г. В. Сорока и С. К. Зарянко. Лучшие произведения венециановцев, сохраняя признаки наивного искусства, выделяются утончённостью колорита и светотеневых отношений, любовно-созерцательным отношением к миру. Часть венециановцев под влиянием К. П. Брюллова перешла к псевдоклассическим сюжетам, используя поверхностные эффекты салонно-академической живописи (Г. К. Михайлов, А. Н. Мокрицкий, А. В. Тыранов и др.). В целом искусство венециановцев, близкое бидермайеру, способствовало развитию натурализма и реализма в русском искусстве.
Лит.: Смирнов Г. В. Венецианов и его школа. Л., 1973; Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. М., 1982; Муратов А. М. С. К. Зарянко - художник, педагог, теоретик искусства. СПб., 2003.
А. М. Муратов.