Венеция
ВЕНЕЦИЯ (Venezia), город в Северной Италии, административный центр области и провинции Венеция. Население 270,3 тысяч человек (2006). Крупный порт в Венецианском заливе Адриатического моря (грузооборот свыше 30 миллионов тонн, из них свыше 1/3 нефть и нефтепродукты, а также зерно, продовольствие, уголь, металлы; свыше 1 миллиона пассажиров, а также 0,7 миллиона круизных пассажиров, 2004). Узел международных воздушных линий (международный аэропорт Марко Поло). Венеция состоит из двух частей - исторической островной и промышленно-портовой материковой, которые связаны железнодорожным и автомобильным сообщением.
Островная часть Венеции (включена в список Всемирного наследия) - город-музей, один из крупнейших в мире центров международного туризма. Живописно расположена на 118 островах Венецианской лагуны. Её облик определяют многочисленные каналы (рио; всего около 150), узкие проходы вдоль их берегов, открытые площади (кампо), маленькие площади (кампьелло) и дворы (корте) между домами. Особое очарование этой части города придают лабиринты узких улочек, изгибы мостов (около 400; самый известный - мост Вздохов через узкий канал Рио-ди-Палаццо, 1600). Внутригородские пассажирские перевозки осуществляются на речных трамваях (вапоретто; единственный вид общественного транспорта); гондолы, исторический вид транспорта, имеют туристическое значение. Основная транспортная артерия - Большой канал (длина 3800 м, ширина 30-70 м), в который впадают 45 небольших каналов. Через него сооружены 3 моста: Риальто (1588-92), Скальци и Академии. Островная часть Венеции подвержена затоплениям (нагон вод Венецианского залива).
Реклама
Поселение Венеции основано в 421 году на мелких островах архипелага Риальто, населённых венетами и другими племенами, которые занимались рыболовством и добычей соли. В составе Остготского королевства Венеции правили трибуны, назначаемые королём. Перейдя в 555 году под власть Византии, Венеция подчинялась экзарху Равенны, который назначал её правителей - дуксов (дожей). С конца 7 века Венеция - республика; дож избирался из среды местной знати, а экзарх утверждал его, наделяя широкими полномочиями. Попытка Карла I Великого подчинить Венецию (810) успеха не имела, власть Византии над Венецией сохранилась. В 840 году по соглашению между Византией и франками Венеция получила самостоятельность и стала центром островного дуката (герцогства). Помимо Риальто, в государство Венеция вошли острова Бурано, Мурано, Торчелло, Маламокко, Кьоджа и др. С конца 9 века начался экономический подъём Венеции, она превратилась в крупный пункт транзитной торговли между Западом и Востоком, стала чеканить собственную серебряную монету. С конца 10 века республика Венеция присоединила истрийские города Каподистрию, Паренцо, Умаго, Ровиньо, предпринимала попытки подчинить себе далматинские города. В 11-12 веках она превратилась в сильную морскую державу, оказывала помощь Византии в борьбе с арабами, получила торговые привилегии и право беспошлинной торговли в византийских владениях (1082). Администрацию Венеции формировал из знати дож, но в законодательной и судебной деятельности участвовали и простые венецианцы, сохранявшие право избирать дожа и пресекавшие попытки сделать власть наследственной. Развивались обработка дерева и кож, шёлкоткачество, судостроение и др. В начале 12 века был создан государственный Арсенал, включавший верфи, кузницы, оружейные склады; развернулось строительство торговых и военных судов. В Италию и Германию Венеция поставляла шёлк, хлопок, пряности, покупала там лес, железо, медь. С середины 12 века власть дожа была ограничена Советом мудрых, а затем Малым советом, которые избирались из представителей знати. Центром Венеции стал квартал Сан-Марко, где совершались торговые сделки.
После 4-го крестового похода (1202-04), которым руководил дож Э. Дандоло, Венеция овладела частью Константинополя, рядом гаваней на Мраморном море и в Черноморских проливах, островами Эвбея, Крит и др. и превратилась в морскую империю, господствовавшую в Восточном Средиземноморье. К концу 13 века завершилось формирование государственной системы Венеции: высшим органом власти стал Большой совет, в состав которого входили только представители семей знати (патрициата). Большой совет принимал законы и избирал из своего состава все высшие магистратуры. Функции правительства исполнял Малый совет во главе с пожизненно избираемым дожем, суд осуществлял Совет сорока, а в 1310 году главным карательным органом стал Совет десяти. Венеция превратилась в олигархическую республику, где власть принадлежала 200-300 семьям знати. Купеческие круги пытались вернуть старые порядки и восстановить свои позиции (заговор М. Бокконио в 1299, восстание Баймонте Тьеполо в 1310, заговор Марино Фальери в 1355), но потерпели неудачу. 14-15 века стали временем расцвета Венеции. Её продолжительная борьба с Генуей завершилась разгромом генуэзского флота у Кьоджи (1380). Венеция вытеснила свою торговую соперницу из Восточного Средиземноморья и сосредоточила в своих руках значительную часть западноевропейской торговли с Востоком. Венеция укрепилась в Далмации, завладела несколькими пунктами в Албании, Ионическими островами, значительно расширила свои владения в северо-восточной Италии, присоединив Падую, Виченцу, Верону, Брешиа, Равенну, Кремону, Бергамо, Римини, Тревизо и другие города. Захват турками Константинополя (1453), перемещение торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан (как следствие Великих географических открытий) значительно ослабили Венецию. Венециано-турецкие войны 15-18 веков, в результате которых Венеция лишилась почти всех своих владений на Балканах и в Восточном Средиземноморье, подорвали торговлю Венеции, что привело к её глубокому экономическому и политическому упадку в 17-18 веках. В 1797 году Венеция была оккупирована французскими войсками под командованием Наполеона Бонапарта. По Кампоформийскому миру 1797 года почти вся территория Венецианской республики была передана Австрии, а по Пресбургскому миру 1805 года - присоединена к Итальянскому королевству. Венский конгресс 1814-15 годов вновь передал Венецию под власть Австрии. В марте 1848 года в Венеции была провозглашена республика, в августе 1849 - она пала под ударами австрийской армии. По Венскому миру 1866 года Венеция вошла в состав Итальянского королевства.
Облик Венеции складывался на протяжении 9-18 веков, когда были построены большинство дворцов, храмов, общественных и административных зданий, театров. В 14-16 веках складывается своеобразный стиль венецианской готической и ренессансной архитектуры, формируется венецианская школа живописи. Сердцем Венеции является площадь Святого Марка, образованная однотипными административными зданиями Старых (1480-1514) и Новых (1584-1640) Прокураций, аркой Наполеона (19 век), Часовой башней (1496-99, архитектор М. Кодуччи) и 5-купольным Святого Марка собором (строился с 829; перестроен после 1063). К колокольне собора (888-1517, одна из доминант города; в романском стиле, с белокаменным готическим завершением) пристроена открытая галерея Лоджетта (1537-1540, архитектор и скульптор Я. Сансовино), рельефы и статуи которой относятся к лучшим образцам ренессансного стиля в Венеции. К площади Святого Марка примыкает узкая площадь Пьяццетта, открытая в сторону лагуны и образованная зданиями Национальной библиотеки Марчиана (1468, здание 1536-84, по проекту Сансовино) и Дворца дожей. На парадной набережной Венеции в 1172 году были поставлены две высокие гранитные колонны, вывезенные с Востока, с венчающими их статуями святого Теодора (1- 2 века), первого патрона Венеции, и льва святого Марка (Китай, 14 век), ставшего символом города.
Вдоль берегов Большого канала строились дворцы венецианской знати. Позднеготические палаццо (14-15 века) обычно украшались лёгкой, ажурной арочной лоджией, их высокие окна завершались изящными стрельчатыми арками, а белокаменная декоративная резьба венчала фасад (Ка-Лоредан, 15 век; Ка-д’Оро, 1422-40, ныне галерея Дж. Франкетти); иногда фасады облицовывались многоцветным мрамором (Ка-Дарио, 1487). В классическом ренессансном стиле были построены палаццо: Вендрамин-Калерджи (1481-1509, архитекторы М. Кодуччи, П. Ломбардо), Корнер (с 1532, Я. Сансовино) и Гримани (1540-75, М. Санмикели). К лучшим примерам барочных дворцов с декоративными росписями интерьеров относятся палаццо, построенные Б. Лонгеной, - Пезаро (1659-1710; ныне музеи - современного и восточного искусства), Редзонико (1660; фрески Дж. Б. Тьеполо; с 1935 года Музей итальянского сеттеченто) и Лабиа (1720, архитектор А. Коминелли; фрески Тьеполо). Происхождение большинства венецианских кампо (площадей) связано с религиозными центрами. Готическая церковь Санти-Джованни-э-Паоло (1246-1430; полиптих Дж. Беллини, росписи П. Веронезе), в которой хоронили дожей вплоть до 1797 года, стоит на одноимённой площади, где воздвигнут конный монумент кондотьеру Коллеони (1481-88, скульптор А. Верроккьо); здесь же - раннеренессансное здание Скуолы-Гранде-ди-Сан-Марко (1488-90, ныне госпиталь), фасад которого украшают перспективные рельефы Т. Ломбардо. Многие здания скуол (религиозных братств мирян, объединявших жителей Венеции по районам, сословиям и роду занятий) сохранили своё первоначальное убранство, в том числе живописные циклы, выполненные известными художниками (Скуола-Сан-Джорджо-дельи-Скьявоне с картинами В. Карпаччо, 16 век; Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко с работами Я. Тинторетто, 1517-50). К старейшим постройкам Венеции относятся монастырь и церковь Сан-Дзаккария (основаны в 10 веке, фасад - 1480-1500, архитектор М. Кодуччи; алтарные образы Дж. Беллини, А. Виварини, Л. да Форли), церковь Сан-Джакомо-дель-Орио (основана в конце 10 века; перестроена в 1-й половине 13 века; фасады - 14-17 века), церковь Сан-Джованни-Деколлато (росписи капеллы Распятия, 13 век), монастырь францисканцев с готической церковью Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари (1338-1443; алтарные картины Дж. Беллини и Тициана). Первая ренессансная постройка в Венеции - монастырь Сан-Микеле на одноимённом острове (фасад церкви - 1469-78, архитектор Кодуччи; рядом - кладбище, где похоронены И. Ф. Стравинский, С. П. Дягилев, И. А. Бродский и др.). Изяществом мраморной облицовки и скульптурного декора отличается ренессансная церковь Санта-Мария-деи-Мираколи (1481-89, архитектор П. Ломбардо). В Венеции находятся лучшие культовые постройки архитектора А. Палладио, оказавшие влияние на развитие архитектуры европейского классицизма, - церковь и монастырь Сан-Джорджо-Маджоре (1565-80; кампанила - 1791; картины Тинторетто) и церковь Иль-Реденторе (строительство завершено в 1592). Среди многочисленных барочных церквей особую роль в формировании облика Венеции играет церковь Санта-Мария-делла-Салуте (1631- 1687, архитектор Лонгена; в сакристии - работа Тинторетто «Брак в Кане», 1561), высокий купол которой с оригинальными волютами барабана открывает перспективу Большого канала со стороны площади Святого Марка и Таможни.
На островах Венецианской лагуны находятся памятники романской архитектуры: на острове Торчелло - комплекс собора Санта-Мария-Ассунта (7-11 века, в апсиде и капелле - мозаики 9 и 12 века), ротонда Санта-Фоска (11-12 века); на острове Мурано - церковь Санти-Мария-э-Донато (12 век).
Академия изящных искусств (1750). Университет (1868). Государственная консерватория имени Б. Марчелло (1876; до 1940 - Музыкальный лицей). Институт по изучению Адриатики (1946). Венеция славится своими музейными собраниями, среди которых важнейшие: ансамбль Дворца дожей, Музей Коррер (основан в 1830; коллекция предметов старины и произведений живописи 13-16 веков), Галерея Академии (1807; картины художников венецианской школы), галерея Куэрини-Стампалия (1869; венецианская живопись 14-19 века), Археологический музей (1523), коллекция П. Гуггенхейма (во дворце Веньер-деи-Леони, 1749; одна из крупнейших в мире коллекций живописи 20 века), Пинакотека Манфрединиана (1827) и собрание Патриаршей семинарии, Музей современного искусства (1897), Музей конгрегации армянских мхитаристов Венеции на острове Сан-Ладзародельи-Армени, музей сакральных образов Понте-деи-Гречи (1959, иконы 14-18 веков). Дом-музей К. Гольдони (открыт в 1953) и др.
Театры: «Ла Фениче» (основан в 1792), «Театро Гольдони» (1792) и др. Венеция - один из старейших центров музыкальной культуры Европы. В 16 - начале 17 века сформировалась венецианская школа музыки. В 17 веке открыт первый в истории общедоступный оперный театр (1637), где работали К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести, А. Страделла, А. Вивальди.
В Венеции проводятся международные выставки современного искусства (биеннале; с 1895, раз в 2 года), Международный кинофестиваль (с 1932, ежегодно), международный фестиваль современной музыки «Музыкальный биеннале» (с 1930), Венецианский карнавал (ежегодно, в феврале), а также историческая регата (парад лодок) и гонки лучших гребцов (ежегодно, в сентябре).
В экономике города доминирует сфера услуг (занято свыше 60% работающих; в основном торговля, туризм, гостиничное и ресторанное дело, транспорт и связь, профессиональные услуги, финансы и кредит). В островной части Венеции промышленность развита слабо и представлена преимущественно старыми небольшими предприятиями по ремонту судов [самое старое - Арсенал, в 15 веке - крупнейшие в мире верфи; с 1964 года на его территории размещается Исторический морской музей (основан в 1923), где собраны макеты судов, различные виды оружия и др.], производству химической, трикотажной, полиграфической продукции. Сохраняются и развиваются традиционные старинные ремёсла: на острове Мурано - изготовление художественного венецианского стекла (с конца 13 века; Музей изделий из стекла, основан в 1861 году), на острове Бурано - плетение кружев (Музей кружева, с 1981; открыт в школе кружева, основанной в 1872); остров Лидо - преимущественно курортная зона (пляжи, муниципальные казино).
В материковой части города действуют современные заводы по производству технического стекла. Большинство промышленных предприятий расположено в пригородах Венеции - Маргере, Фузине, Местре. В Маргере - крупные глинозёмный, алюминиевый, цинкоплавильный, нефтеперерабатывающий, нефтехимический, коксохимический заводы, а также заводы по производству фтора и фтористых соединений, азотной кислоты, хлора, соляной кислоты; судоверфь; в Фузине - алюминиевый и алюминиево-прокатный заводы; в Местре - железнодорожные мастерские, предприятия транспортного машиностроения, нефтепереработка.
Лит.: Ruskin J. The stones of Venice. L., 1851-1853. Vol. 1-3. N. Y., 2005. Vol. 1-3; Перцов П. П. Венеция. СПб., 1905; Cessi R. Storia della republica di Venezia. Mil.; Messina, 1944-1946. Vol. 1-2; Thiriet F. Histoire de Venise. Р., 1952; Соколов Н. П. Образование Венецианской колониальной империи. Саратов, 1963; Всеволожская С. Н. Венеция. Л., 1970; Никитюк О. Д. Художественные музеи Венеции. М., 1979; Zorzi А. La Republica di Leone, storia di Venezia. Mil., 1981; Федорова Е. В. Знаменитые города Италии: Рим, Флоренция, Венеция. М., 1985; Venezia: Parte nei secoli. Udine, 1997. Vol. 1-2; Venice. Art and architecture / Ed. by G. Romanelli. Кöln, 1997.Vol. 1-2; Kaminski М. Venezia. Кöln, 2001; Анисимов А. Д. Венеция: Архитектурный путеводитель. М., 2002; Бек К. История Венеции. М., 2002.
С. Бабышев, Л. М. Брагина, В. Д. Дажина.