Веневитинов Дмитрий Владимирович

Веневитинов Дмитрий ВладимировичВЕНЕВИТИНОВ Дмитрий Владимирович [14(26).9.1805, Москва - 15(27).3.1827, Санкт-Петербург; похоронен в Москве], русский поэт, критик. Дворянин (по матери - четвероюродный брат А. С. Пушкина). Получил хорошее домашнее образование. В 1822-23 годах посещал в качестве вольнослушателя лекции в Московском университете. Сдав экзамены на аттестат (1823), поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел. Стал организатором кружка любомудров (1823-25; собрания продолжались и после официального роспуска кружка). В 1826 году переехал в Санкт-Петербург, служил в Министерстве иностранных дел.

Дебютировал в печати как критик в 1825 году («Разбор статьи о "Евгении Онегине"»), как поэт - в 1827 (стихотворения «Любимый цвет», «Три розы»). Среди ранних произведений - дружеские послания, пронизанные характерными для поэзии 1820-х годов мотивами прославления свободы и радости, «занятий сладостных и мирных»; поэма «Песнь Кольмы» (1824) по образцу «Поэм Оссиана» Дж. Макферсона; поэма из русской старины «Евпраксия» (сохранились отрывки; опубликован в 1829). Индивидуальный поэтический стиль Веневитинова, в котором традиционные образы сентиментально-романтичной элегии обрели отвлечённый философский смысл, окончательно сложился к 1825 году (сонеты «К тебе, о чистый Дух, источник вдохновенья», «Спокойно дни мои цвели в долине жизни»), знаменовав собой возникновение философской поэзии русского романтизма. Центральная тема его лирики - судьба вдохновенного поэта, высоко вознесённого над толпой, над пошлостью и прозой повседневности. Размышления о воплощении в художнике глубинных сил человеческой природы переданы и в переводе-переложении фрагментов из «Фауста» И. В. Гёте. Осваивая труды Ф. Шеллинга, Веневитинов создал несколько оригинальных философских сочинений в прозе [«Письмо к графине N.N.» (опубликовано в 1831), «Второе письмо о философии» (опубликовано в 1914), «Несколько мыслей в план журнала» (1826, опубликованы в 1831) - программа журнала «Московский вестник», и др.]. Воззрения Веневитинова на сущность искусства и назначение художника, сформировавшиеся в значительной степени под влиянием И. В. Гёте, нашли отражение в его критических статьях и заметках. В последние годы жизни Веневитинов писал, но не окончил роман «Владимир Паренский». Ранняя смерть подававшего большие надежды Веневитинова способствовала созданию легенды о гениальном юноше-певце, ставшей, как и поэзия Веневитинова, значимым фактом истории русской культуры.

Реклама

Соч.: Полн. собр. стихотворений. Л., 1960; Стихотворения. Поэмы. Драмы. М., 1976; Стихотворения. Проза. М., 1980.

Лит.: Wytrzens G. D.V. Venevitinov als Dichterder russischen Romantik. Graz; Кöln, 1962; Bonamour J. D.V. Venevitinov, l’homme et l’œuvre. Р., 1966; Веневитинов Г. Н. Некоторые проблемы раннего русского романтизма. (Философские и эстетические взгляды Д. В. Веневитинова). М., 1972; Тартаковская Л. Д. Веневитинов. (Личность. Мировоззрение. Творчество). Таш., 1974.

В. И. Коровин.