Венская классическая школа

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА, венская классика (немецкий Wiener Klassik), стилевое направление в европейской музыке, положившее начало классико-романтичной эпохе 2-й половины 18 - 19 веков. Представители - Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, работавшие в Вене. Венская классическая школа преемственно связана с берлинской школой, мангеймской школой, а также ранней венской школой (Г. К. Вагензейль, М. Г. Монн, И. Г. Ройтер, Й. Старцер), составившими эпоху, переходную от музыкального  барокко к музыкальной  классике (смотри также Галантный стиль). Вобрала опыт итальянской и французской оперы 18 века, немецкого и австрийского зингшпиля. В разное время и в разной степени испытав влияние И. С. Баха и его сыновей, Г. Ф. Генделя, Дж. Б. Саммартини, К. В. Глюка (начавшего свою оперную реформу в Вене в 1760-е годы и завершившего её в Париже), Й. А. Бенды, И. Шоберта, венские классики обобщили весь предшествующий опыт музыкального  искусства и сформировали свой собственный стиль, отразивший подъём немецкой и австрийской культуры, идеи европейского Просвещения. Венская классическая школа родственна веймарской классике в литературе (И. В. Гёте, Ф. Шиллер; смотри Веймарский классицизм), имеет параллели в интеллектуальной жизни эпохи (классическая немецкая философия). Отчасти согласуясь со стилевой системой классицизма, общей для разных видов искусства и ориентированной на каноны античной художественной классики, творческие достижения венской классической школы независимы от античности (музыкальных памятников которой почти не осталось) и сами образуют ценностную вершину европейского музыкально-исторического процесса.

Реклама

В произведениях венских классиков завершился процесс становления новоевропейской так называемой автономной музыки - светской, свободной от прикладных задач обслуживания ритуала, быта, культа. Музыкальная композиция, ранее считавшаяся ремеслом, стала высоким искусством - самоценным, независимым от слова и изображения, науки и религии. Беспрограммная инструментальная музыка приобретает статус универсального «языка чувств», допускает и конкретные образные ассоциации (их порой подсказывает общность мелодического лексикона оперы и симфонического тематизма), становится объектом пристального вслушивания, понимания и истолкования. В ней стали видеть идеальное тождество этического и эстетического («прекрасное и доброе» - одно из «общих мест» в письмах Л. ван Бетховена). Освобождение музыки от внехудожественных целей, обретение ею новых смыслов совпало с появлением в музыкальной  жизни Вены публичных концертов, удешевлением нотопечатания, формированием нового типа музыканта - свободного художника, становлением исполнительских специализаций (в частности, профессии пианиста). Стали популярными «академии» - концерты-бенефисы по подписке в пользу композиторов. Расцвет домашнего (сольного и ансамблевого) музицирования породил повышенный спрос на инструментальную музыку. Важная историческая заслуга венских классиков - окончательная кристаллизация 4-частного сонатно-симфонического цикла (смотри Циклические формы), сонатной формы, классической вариационной формы и жанров симфонии, сонаты, концерта и камерного инструментального ансамбля. В их партитурах стабилизировался состав малого симфонического оркестра, группы инструментов приобрели функциональную определённость. Лабораторией инструментального письма служили жанры прикладной музыки (дивертисменты, серенады, ансамбли для духовых); благодаря им В. А. Моцарт стал первооткрывателем подлинно оркестровой звучности (комбинируя натуральные медные духовые инструменты с деревянными, композитор добился полноты и ровности звучания аккордов во всех регистрах). При преобладающем гомофонном типе письма камерные ансамбли (фортепианное трио, струнный квартет и др.) обогатились полифонией. Хоровая полифония по традиции занимала значительное место в жанрах церковной музыки (месса, мотет и др.), но в соответствии с общей тенденцией к секуляризации искусства была временно потеснена гомофонией сольных арий и ансамблей, преимущественно в стиле итальянского оперного бельканто; её возрождение связано с Мессой с-moll и Реквиемом Моцарта.

Просветительский идеал человека как свободной, разумной и активной личности сказался в музыкальном  мышлении, которое у композиторов Венской классической школы стало особенно динамичным. Классические чёткость и энергию, способность охватить многообразные типы музыкального  движения приобрела тактовая ритмика; важнейшим смыслообразующим началом стала разветвлённая система темпов (их итальянские наименования - следы барочных аффектов теории). Рациональная выверенность звукоотношений, логическая централизованность тонально-модуляционной системы, базирующейся на темперации, повлекли за собой вытеснение всех известных в то время ладов двумя - мажором и минором. На общеевропейской почве мажорно-минорной тональности стал возможным интернациональный синтез, достигнутый композиторами Венской классической школы: претворение интонаций многонационального австрийского фольклора в инструментальных циклах И. Гайдна; стиль В. А. Моцарта, подлинного «гражданина мира», впитавший во всех жанрах (оперы, симфонии, концерты для инструментов с оркестром, ансамбли для различных составов, сонаты) наиболее ценные музыкальные  достижения культурных столиц Европы 18 века; сплав немецко-австрийской, французской (главным образом героической, связанной с эпохой наполеоновских войн) и славянской интонационности в музыке Л. ван Бетховена.

Венской классической школе стилистически близки композиторы «второго плана»: И. Г. Альбрехтсбергер (был известен и как теоретик), К. Диттерсдорф, ученики Моцарта Ф. К. Зюсмайр и И. Н. Гуммель, а также Й. Вёльфль (автор симфоний, считавшийся главным соперником Бетховена в Вене). Непосредственное влияние венской классической школы испытали ранние романтики (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон); её воздействие сказалось на ходе всей европейской истории музыки 19 века (главным образом в области симфонического творчества, особенно заметно - у И. Брамса).

Лит.: Adler G. Die Wiener klassische Schule // Adler G. Handbuch der Musikgeschichte. 2. Aufl. В., 1930. TI 2. В., 1961; Яловец Г. Юношеские произведения Бетховена и их мелодическая связь с Моцартом, Гайдном и Ф. Э. Бахом // Проблемы бетховенского стиля. М., 1932; Бюкен Э. Музыка эпохи рококо и классицизма. М., 1934; Конен В. Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии. 2-е изд. М., 1975; Rainer L. G. Classic music: Expression, form, and style. N. Y.; L., 1985; Аберт Г. В. А. Моцарт. 2-е изд. М., 1987-1990. Ч. 1-2. Кн. 1-4; Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. М., 1988. Вып. 3; Eggebrecht Н. Н. Musik im Abendland. Мünch.; W., 1991; Blume F. Klassik // Epochen der Musikgeschichte in Einzeldarstellungen. [Kassel, 1992]; Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII – начало XIX вв.: самосознание эпохи и музыкальная практика. М., 1996; Rosen Ch. The classical style. 2nd ed. N. Y.; L., 1997; Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. М., 2000; Фортунатов Ю. А. Лекции по истории оркестровых стилей. М., 2004.

Д. О. Чехович.