Вeнтцель Константин Николаевич

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич [24.11(6.12).1857, Санкт-Петербург - 10.3.1947, Москва], российский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Дворянин, сын действительный статский советник. Учился в Технологическом институте (1875-76) и Санкт-Петербургском университете (1876-77). С 1880 года участник революционного народнического движения (в 1885 году арестован в Воронеже, выслан). С 1891 года работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 года в Воронеже: преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования.

Педагогические взгляды Вентцеля развивались в русле педоцентризма. В центре воспитания, по Вентцелю, - интересы и потребности конкретного ребёнка, цель воспитания - развитие внутренней свободы личности, духовной самостоятельности, сохранение ребёнком своего «я», «прояснение» и «проявление» в ребёнке заранее заложенного образа.

Вентцель разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. Во главе образовательной деятельности находился не учебный план, а «план жизни ребёнка». Первым этапом предусматривалось формирование внутренней образовательной программы. В нравственном воспитании акцент делался на содействии ребёнку в выработке своей личной нравственности и религии, реализации права быть «свободным искателем и творцом духовных ценностей». Ведущая роль отводилась эстетическому воспитанию.

Реклама

Разработал принципы организации воспитательно-образовательного учреждения - Дома свободного ребёнка, и пытался реализовать их в Москве (1906-09). Большое внимание Вентцель и его единомышленники уделяли претворению этих положений в жизнь семьи.

После Февральской революции 1917 года развивал идею педагогической революции, которую трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования, создающую условия для свободного развития личности. В работах «Как бороться с милитаризмом» (2-е изд., 1917), «Современный момент и свободное воспитание» и «Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка» (обе в 1918) обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, бесплатное учебно-воспитательное учреждение, находящееся в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности над классовыми, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач.

В «Декларации прав ребёнка» (одной из первых в мировой практике) в 1917 году провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в том числе на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений и др.). После Октябрьской революции выступал против милитаризации и подавления личности. В 1917-22 годах разрабатывал принципы построения единой трудовой школы в РСФСР. После резкой критики его педагогической концепции (её объявили вредной и реакционной утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии) Вентцель отошёл от активной педагогической деятельности. В 1920-30-х годах труды Вентцеля посвящены развитию гуманистических традиций отечественной философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребёнка (неопубликованные работы: «Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве», 1926; «Философия творческой воли» и «Луч света на пути творчества», обе в 1937).

Соч.: Основные задачи нравственного воспитания. М., 1896; Борьба за свободную школу. М., 1906; Этика и педагогика творческой личности. М., 1911-1912. Т. 1-2; Как создать свободную школу. (Дом свободного ребенка). 3-е изд. М., 1923; Новые пути воспитания и образования детей. 2-е изд. М., 1923; Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. 4-е изд. П.; М., 1923; Освобождение ребенка. 3-е изд. М., 1923; Свободное воспитание. Избр. труды. М., 1993.

Лит.: Стеклов М.Е. Эволюция педагогических взглядов К. Н. Вентцеля. Смоленск, 1999; Вентцель / Сост. Г. Б. Корнетов, М. В. Богуславский. М., [1999]; Чмырева Е.В. Теория свободного воспитания К. Н. Вентцеля и модернизация современной школы России. Пятигорск, 2001; Богуславский М. В. К. Вентцель: подвижник свободного воспитания // Лидеры образования. 2002. № 9.

М. В. Богуславский.