Веризм

ВЕРИЗМ (итальянский verismo, от vero - правдивый), направление в итальянской литературе и искусстве последней четверти 19 - начала 20 века. Возникнув после объединения Италии (теоретические принципы веризма сформулированы в критических трудах Л. Капуаны конца 1870-х - начала 1880-х годов; первый кружок веристов во главе с Дж. Вергой и Капуаной сложился в Милане в 1878), веризм стремился достоверно отобразить социально-психологические конфликты новой национально-исторической действительности. Сюжетно-тематические особенности веризма во многом обусловлены социальным контекстом эпохи (запоздалая индустриализация страны, неравномерность в экономическом развитии отдельных областей, обнищание крестьянства).

Веризм в литературе, будучи полемически направлен против «официозного» романтизма, сформировался под влиянием философии позитивизма (О. Конт, И. Тэн), литературных традиций французского натурализма (Э. Золя) и реализма (О. де Бальзак). Веризм тяготел к бесстрастной фиксации фактов, преимущественно из жизни отдельно взятой региональной или социальной общности (провинции, деревни, семьи; аристократической, крестьянской или городской среды), к воссозданию характерных для этих общностей социопсихологических типов. На практике веризм иногда существенно отдалялся от французского натурализма (воссоздание индивидуальных речевых особенностей персонажей, обилие диалогов, несобственно-прямой речи, разговорных оборотов, диалектизмов). Типичные жанры веризма - прозаическая новелла и очерк; часто предметом изображения является мир простых людей. Значительную роль в распространении веризма сыграла драма Дж. Верги «Сельская честь» (1884). С веризмом в той или иной степени связаны Г. Деледда, Э. Де Марки, Ф. Де Роберто, М. Серао, Р. Фучини; влияние веризма ощущается в ранних сочинениях Г. Д’Аннунцио и Л. Пиранделло.

Реклама

Веризм В изобразительном искусстве веризм, сочетая натуралистические, реалистические и импрессионистические черты, в целом характеризовался интересом к современной теме, стремлением к нравственной правде и достоверности визуального впечатления, отказом от условностей академизма. Непосредственными предшественниками веризма были художники флорентийской школы маккьяйоли, возникшей в середине 19 века. К веризму можно отнести мастеров так называемой школы Позилиппо - группу пейзажистов, работавших на пленэре в окрестностях Неаполя (Ф. П. Микетти, Ф. Палицци и др.), писавших также картины на темы крестьянской жизни и на евангельские сюжеты, в которых стремились раскрыть современную нравственную проблематику; сходные принципы развивали в некоторых произведениях живописцы Дж. Пеллицца да Вольпедо и Дж. Сегантини. Диапазон скульптуры веризма простирался от социально-критической риторики В. Велы до импрессионистических опытов М. Россо.

В музыке веризм возник под влиянием литературного веризма (Дж. Верга) и представлен главным образом операми П. Масканьи («Сельская честь», 1890), Р. Леонкавалло («Паяцы», 1892), У. Джордано, Ф. Чилеа, Р. Дзандонаи, И. Монтемецци. К веризму был близок Дж. Пуччини, развивший реалистические тенденции опер Дж. Верди и Ж. Бизе, а также Ф. Альфано (в ранних сочинениях). В основе сюжетов веристских опер (большей частью небольших опер-новелл) - житейская бытовая драма, как правило, с острой любовной коллизией; герои - крестьяне, бродячие актёры, мастеровые. Текст (преимущественно прозаический) насыщен бытовой речью, диалектизмами, вульгаризмами, в музыке ощутимо влияние городских песенных интонаций. Родственные веризму явления - в музыкальных культурах Франции (оперы А. Брюно, «Луиза» Г. Шарпантье), Германии («Долина» Э. д’Альбера), его отголоски прослеживаются и позднее, в частности в Испании (М. де Фалья), Чехии (Л. Яначек), США (Дж. К. Менотти).

Лит.: Rinaldi М. Musica е verismo. Roma, 1932; Maltese С. Realismo е verismo nella pittura italiana dell’Ottocento. Mil., 1968; Ulivi F. La letteratura verista. Torino, 1972; Володина И. П. Луиджи Капуана и литературная теория веризма (1860-1880). Л., 1975; Левашева О. Е. Пуччини и его современники. М., 1980; Naturalismo е verismo, i generi. Catania, 1988. Vol. 1-2; Spinazzola V. Verismo е positivismo. Mil., 1993.

Е. Ю. Сапрыкина (литература); А. М. Муратов (изобразительное искусство).