Веркмейстер Андреас
ВЕРКМЕЙСТЕР (Werckmeister) Андреас (30.11.1645, Беннеккенштайн, Тюрингия - 26.10.1706, Хальберштадт), немецкий теоретик музыки, акустик, органист, композитор. В детстве занимался под руководством дяди, органиста Кристиана Веркмейстера, затем обучался в гимназиях Нордхаузена и Кведлинбурга. Был органистом в Хасельфельде (1664-74), Кведлинбурге (1675-96), Хальберштадте (1696-1706).
Один из влиятельнейших теоретиков своего времени, автор широко известных трактатов (сохранилось 10). Они объединены восходящей к античности идеей музыки как математической науки (μουσικ?), отражающей божественно предписанные принципы мироустройства. Историческое достижение Веркмейстера - изобретение способа «хорошо темперировать клавир» («ein Clavier wohl zu temperiren»), для чего он разработал 4 «хорошие» темперации (современное обозначение: Werckmeister III, IV, V, VI). В их основе лежит следующий принцип: замкнутость 12-ступенного звукоряда с возможностью модуляций и приемлемое для слуха звучание всех 24 тональностей обеспечивается расширением или сужением некоторых из 12 квинт так, чтобы суммарная величина всех отклонений темперированных квинт от акустически чистых составила пифагорову комму. Выбор конкретной «хорошей» темперации зависит от художественной задачи (предпочтение «спокойного» или «напряжённого» звучания тех или иных тональностей) и от технических возможностей (например, трудоёмкость перенастройки органа). Так, темперация Werckmeister III, «предпочтительная для хроматического рода» («dem generi chromatico favorabel»), получившая огромную популярность в Германии, состоит в уменьшении каждой из 4 квинт (с-g, g-d, d-а, h-fis) на 1/4 пифагоровой коммы; остальные 8 квинт настраиваются чисто. Вопреки распространённому мнению, Веркмейстер не был ни изобретателем, ни сторонником равномерной темперации (считал, что тождественность интервальных составов разных тональностей приводит к нивелированию индивидуальной окраски каждой из них).
Реклама
«Хорошие» темперации Веркмейстера, открывшие доступ в тональности отдалённых степеней родства, стали мощным стимулом для экспериментов в области звуковысотной системы и в технике композиции. Они были приняты ведущими органостроителями и композиторами. Так, Д. Букстехуде, который был другом Веркмейстера, перенастроил (в 1683) орган в церкви Святой Марии в городе Любек, с большой вероятностью, в темперации Werckmeister III, согласно рекомендациям трактата Веркмейстера «Orgel-Probe» (1681). Термином Веркмейстера «хорошо темперированный клавир» И. С. Бах озаглавил свой знаменитый сборник прелюдий и фуг во всех тональностях. Со 2-й половины 20 века темперации Веркмейстера широко используются при настройке органов и клавесинов для исполнения музыки барокко.
А. Ю. Зубов.