Вермер Ян
ВЕРМЕР, Вермеер Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (Йоханнес) (крещён 31.10.1632, Делфт - похоронен 16.12.1675, там же), голландский живописец, крупнейший представитель делфтской школы. Родился в семье торговца тканями и картинами. Сведения о жизни Вермера очень скудны. Неизвестно, у кого он обучался живописи; в 1653 году вступил в гильдию живописцев Святого Луки; вероятно, продолжая дело отца, торговал картинами в Делфте. Живописных работ Вермера сохранилось мало (менее 40), лишь две из них датированы; проследить эволюцию его творчества можно лишь по стилистическим изменениям. Влияние утрехтского караваджизма, творчества К. Фабрициуса, Э. де Витте и П. де Хоха способствовало раннему сложению глубоко индивидуального, новаторского художественного стиля Вермера. Уже в ранних полотнах середины 1650-х годов - «Диана с нимфами» (Маурицхёйс, Гаага) и «Христос у Марфы и Марии» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) он обогащает мифологические сюжеты и образы живым и непосредственным ощущением натуры. Его первая жанровая картина «У сводни» (1656, Картинная галерея, Дрезден) - крупномасштабная композиция, редкая по полнокровности характеров, силе и красоте живописи; впервые в голландском жанре столь приземлённый мотив решён в формах высокого искусства.
Реклама
Во 2-й половине 1650-х годов, в самый плодотворный период творчества, Вермер обратился к более традиционным формам бытовой живописи, обогатив их глубоко поэтичной образностью. Его картины запечатлели мотивы повседневной жизни: чаще всего в напоённой воздухом и солнечным светом комнате изображена одинокая женская фигура, гармонирующая с общим состоянием покоя, тишины и кристальной ясности («Девушка с письмом», Картинная галерея, Дрезден; «Служанка с кувшином молока», Рейксмюсеум, Амстердам; «Офицер и смеющаяся девушка», собрание Фрик, Нью-Йорк; «Молодая дама у окна», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Бокал вина», Государственный музей, Берлин). Лишённые повествовательности, назидательности и яркой образной индивидуализации, эти картины захватывают зрителя магической красотой предметного мира, особой эмоциональной атмосферой, объединяющей человека и окружающую его среду в единое целое, естественностью и классической ясностью композиции.
Шедеврами мировой живописи являются два пейзажа Вермера - «Улочка» (около 1657-58, Рейксмюсеум), написанная в сдержанной гамме кирпично-красного и зелёного, и панорамный «Вид Делфта» (около 1660-61, Маурицхёйс, Гаага) с его влажной атмосферой, движущимися облаками и скользящим солнечным освещением. Эти пейзажи далеко опережают своё время полнотой восприятия натуры и непосредственностью лирического чувства, смелостью живописи с элементами пленэра. У Вермера цвет во всём богатстве оттенков насыщался светом; художник использовал выразительность широкого красочного пятна и маленьких мазочков, световых точек, предвосхищающих технику пуантилизма конца 19 века и придающих трепетность самой живописной ткани картины.
Новый этап в творческом развитии мастера, охватывающий 1660-е годы, отмечен расширением тем, изменением изобразительных решений. В колорите господствует новая, изысканная цветовая гамма, построенная на оттенках сине-голубого и золотисто-жёлтого, объединённая общей серебристо-жемчужной тональностью; цвет теряет прозрачность и былую лучезарность, становится более холодным и матовым, а живопись - более гладкой и эмалевой («Девушка с жемчужной серьгой», Маурицхёйс, Гаага; «Девушка в голубом, читающая письмо», Рейксмюсеум; «Молодая женщина с кувшином», Метрополитен-музей; «Женщина, взвешивающая жемчуг», Национальная галерея, Вашингтон). Вермер чаще обращается к изображению «светских» сцен, особенно музицирования («Дама у спинета», Национальная галерея, Лондон; «Урок музыки», Букингемский дворец, Лондон). В позднем творчестве Вермера появляются образы учёных («Астроном», 1668, Лувр, Париж; «Географ», Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), ремесленниц («Кружевница», Лувр), а также тема искусства. «Мастерская художника» (середина 1660-х годов, Художественно-исторический музей, Вена), возможно, изображает самого Вермера, пишущего модель - девушку в лавровом венке. Однако сравнительно крупные размеры картины, торжественность обстановки (уподобленная театральному занавесу узорчатая портьера, люстра, нарядная географическая карта на стене), красота цветовых созвучий преобразуют реальный мотив в отвлечённый мир творческой фантазии - не случайно её другое название «Аллегория Живописи». Интерес к иносказанию заметен и в поздней картине «Аллегория Веры» (Метрополитен-музей).
Финал жизни Вермера драматичен. Художник терял заказчиков, его здоровье резко ухудшилось, он был вынужден переселиться со своей многочисленной семьёй в более бедное жилище. По свидетельству близких, в последние 5 лет жизни Вермер уже не писал картин. Творчество Вермера, не оценённое по достоинству современниками, оставалось в забвении в течение почти двух веков, и только в середине 19 века было открыто заново.
Лит.: Лазарев В. Н. Я. Вермеер // Лазарев В. Н. Старые европейские мастера. М., 1974; Menzel J. W. Vermeer. Lpz., 1977; Ротенберг Е. И. Я. Вермеер Дельфтский. 2-е изд. М., 1983; он же. Я. Вермеер Дельфтский // он же. Западноевропейская живопись XVII век Тематические принципы. М., 1989; Aillaud G., Blankert А., Montias J. М. Vermeer. Р., 1986. [L., 1988]; Arasse D. Vermeer: faith in painting. Princeton, 1994; Золотов Ю. К. Вермеер Дельфтский. М., 1995; J. Vermeer (Cat.). Wash., 1995; Wheelock А. К. J. Vermeer: the complete works. N. Y., 1997; Cabanne Р. Vermeer. Р., 2004.
Т. П. Каптерева.