Верроккьо Андреа

Верроккьо (Verrocchio) АндреаВЕРРОККЬО (Verrocchio) Андреа дель (собственно Андреа ди Микеле ди Франческо Чони, Andrea di Michele di Francesco Cioni) [1435, Флоренция - 30.6(?).1488, Венеция (похоронен во Флоренции)], итальянский скульптор и живописец. В юности занимался ювелирным делом; после 1457 года, предположительно, работал в мастерской Донателло в качестве литейщика и помощника. Во Флоренции Верроккьо выполнил целый ряд заказов семьи Медичи, в частности реставрировал античную скульптуру и оформлял празднества. Вероятно, к ранним произведениям принадлежит известная статуя «Давид» (бронза, около 1462-1465, Национальный музей Барджелло, Флоренция); работая над ней, Верроккьо вступил в заочное соперничество с Донателло (статуя «Давид», бронза, 1430-е годы, там же). Мягкости и гармонии облика персонажа Донателло, его задумчивости, плавности линий тела Верроккьо  предпочёл более острую экспрессию образа, юношеский задор, картинность позы. Среди работ этого времени - предназначавшаяся для фонтана статуя «Путто с дельфином» (бронза, Палаццо Веккьо, Флоренция). Во 2-й половине 1460-х годов Верроккьо был уже одним из ведущих скульпторов флорентийской школы. В 1466 году он получил заказ на исполнение монументальной бронзовой группы «Христос и апостол Фома» для ниши церкви Орсанмикеле. Завершённая в 1483 году, эта работа, благодаря глубине замысла, смелости композиции и совершенству исполнения, стала одним из лучших произведений Верроккьо, предвосхитив стиль Высокого Возрождения. Необычно решено и установленное в Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо надгробие Пьеро и Джованни Медичи (1470-72) - изысканно-строгий по форме саркофаг из красно-лилового и зелёного порфира, увенчанный отлитыми из бронзы листьями аканта. Верроккьо принадлежит также ряд портретных бюстов (Джулиано Медичи, терракота, около 1475-1476, Национальная галерея, Вашингтон, и др.).

Реклама

Верроккьо (Verrocchio) АндреаВо Флоренции Верроккьо возглавлял обширную мастерскую, где обучались многие выдающиеся художники. Сравнительно немногочисленные живописные работы Верроккьо созданы при участии его учеников: так, фигура ангела (слева) и частично пейзаж в картине «Крещение» [конец 1460-х годов (?) - около 1476, галерея Уффици, Флоренция] написаны молодым Леонардо да Винчи; картина «Товия с ангелом» (около 1473, Национальная галерея, Лондон) создана при участии П. Перуджино; «Мадонна с Младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Донатом» (1475-85, собор в Иистое) написана совместно с Лоренцо ди Креди. В разное время в мастерской Верроккьо работали также С. Боттичелли и Д. Гирландайо.

Последняя монументальная работа Верроккьо - конный памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони - была заказана венецианским Сенатом в 1480 или 1481 году. В решении, найденном Верроккьо, есть некая скрытая полемика с Донателло, автором конного монумента кондотьеру Гаттамелате в Падуе (1447-53): спокойному достоинству Гаттамелаты Верроккьо предпочёл агрессивное начало, лёгким антикизированным доспехам - тяжёлые латы и великолепный шлем, подчёркивающий грозную экспрессию лица, характерность горбоносого профиля. Верроккьо не было суждено увидеть этот монумент законченным; после смерти мастера отливкой памятника и его установкой руководил А. Леопарди (ему принадлежит и создание высокого постамента). Творчество Верроккьо  завершает историю флорентийской скульптуры 15 века. Когда статуя Коллеони была торжественно открыта на венецианской площади Санти-Джованни-э-Паоло (1496), во Флоренции и Риме уже работал молодой Микеланджело.

Лит.: Passavant G. Verrocchio. Sculptures, paintings and drawings. L., 1969; Seymour Ch. The sculpture of Verrocchio. L., 1971; Андросов С. А. Верроккьо. Л., 1984; Adorno Р. Il Verrocchio. Firenza, 1991; Butterfield А. The sculptures of А. del Verrocchio. New Haven; L-, 1997.

И. А. Смирнова.