Верстовский Алексей Николаевич

А. Н. Верстовский. Портрет работы художника Баютова. 1840-е годы Музей Большого театра (Москва).ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич [18.2(1.3).1799, имение Селивёрстово Тамбовской губернии, ныне Мичуринский район Тамбовской области - 5(17).11.1862, Москва], российский композитор, театральный деятель. Из дворян. В 1816-17 годах учился в Институте корпуса инженеров путей сообщения (Санкт-Петербург), брал частные уроки фортепиано (у Дж. Филда и Д. Штейбельта), пения (у Тарквини), скрипки (у Ф. Бёма и Л. В. Маурера), теории музыки (у К. Т. Цейнера и И. Г. Миллера). Участвовал в любительских спектаклях в качестве переводчика пьес, автора музыки, актёра, певца. В 1819 году в петербургском Большом театре была с успехом поставлена опера-водевиль Верстовского на текст Н. М. Хмельницкого «Бабушкины попугаи». В 1823 году переведён по службе в Москву. С того же года - в конторе Дирекции императорских театров, с 1825 года инспектор музыки, с 1830 - инспектор репертуара, в 1848-60-е годы управляющий Московской театральной конторой. Воспитательная, педагогическая и организаторская работа Верстовского способствовала развитию национального театра. С 1829 года член Общества любителей российской словесности. В 1833 году экстерном окончил Московский университет. 

Реклама

Верстовский - один из основоположников жанра русского водевиля. В 1817-40-е годы написал музыку к 32 водевилям, частично в соавторстве с А. А. Алябьевым, Л. В. Маурером, Ф. Е. Шольцем и др. Шедевр жанра - водевиль «Хлопотун, или Дело мастера боится», созданный совместно с Алябьевым (на текст А. И. Писарева, 1824, поставлен в Малом театре). К открытию в Москве Малого театра (1824) Верстовский написал Торжественную увертюру, к открытию Большого театра (1825) - музыку к прологу «Торжество муз» (совместно с Алябьевым, на текст М. А. Дмитриева). В конце 1820-х годов обратился к опере; все 6 опер Верстовского: «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (по балладе В. А. Жуковского, 1832), «Аскольдова могила» (по роману М. Н. Загоскина, 1835), «Тоска по родине» (по роману Загоскина, 1839), «Чурова долина, или Сон наяву» (1844), «Громобой» (по балладе Жуковского, 1857) - были впервые поставлены в Большом театре. Среди них самой популярной была «Аскольдова могила» - лучшая опера доглинкинского времени; в течение столетия она не сходила со сцен столичных и провинциальных театров. Оперы Верстовского содержат разговорные диалоги, в них используются приёмы мелодрамы (декламация на фоне оркестра). Идеализированные образы русской старины, «русская характерность» (введение бытовых жанров, песенных и романсовых интонаций) сочетаются с романтичной фантастикой. Музыкальный материал опер Верстовского неровен по художественным достоинствам, наряду с выразительной мелодикой и яркими сценическими образами нередки штампы.

Верстовский - один из крупнейших русских вокальных композиторов 19 века, автор романтичных баллад «Чёрная шаль» (на слова А. С.Пушкина), «Бедный певец», «Ночной смотр», «Три песни скальда» (на слова В. А. Жуковского), романсов, обработок народных песен. Некоторые из баллад исполнялись на сцене в декорациях, костюмах, в сопровождении оркестра.

Его жена Надежда Васильевна Репина [25.9(7.10).1809 - 20.10(1.11).1867] была известной драматической актрисой.

Лит.: Доброхотов Б. А. Н. Верстовский. М.; Л., 1949; он же. А. Н. Верстовский и его опера «Аскольдова могила». М., 1962; Келдыш Ю. В. А. Н. Верстовский // История русской музыки. М., 1988. Т. 5.

Л. Г. Харина.