Веселовский Александр Николаевич

Веселовский Александр НиколаевичВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич [4(16).2.1838, Москва - 10(23).10.1906, Санкт-Петербург], российский филолог, историк и теоретик литературы. Академик Петербургской Академии Наук (1881). Брат Алексея Н. Веселовского. Родился в семье военного. Окончил Московский университет (1858). Печатался с 1859 года. До 1870 года в основном за границей: сначала в качестве частного гувернёра, затем слушал лекции в Берлине, Праге; работал в итальянских архивах (1864-67).

Обнаруженная во Флоренции неизвестная рукопись эпохи Возрождения, в которой описывался круг общения гуманистов, послужила основой магистерской диссертации Веселовского «Вилла Альберти. Новые материалы для характеристики литературного и общественного перелома в итальянской жизни XIV-XV столетия» (1867, на итальянском языке; русское издание - 1870). С 1872 года профессор Санкт-Петербургского университета. В 1901 году возглавил Отделение русского языка и словесности Петербургский АН.

Реклама

Основоположник русской филологической школы. В своей вступительной лекции к курсу истории всеобщей литературы («О методе и задачах истории литературы как науки», 1870) провозгласил приверженность методу сравнительно-исторического литературоведения, который демонстрирует (на основе открытий в области мифологии, этнографии, лингвистики) как неизвестные ранее черты общности национальных культур, так и возможности их параллельного развития и взаимодействия. В традициях компаративистики выполнена докторская диссертация Веселовского «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине» (1872). Последующие его исследования в области русского духовного стиха (1879-91), южно-русских былин (1881-84), а также античной и византийской предыстории романа («Из истории романа и повести», вып. 1-2, 1886-88) подготовили создание системы исторической поэтики. Это итоговое понятие возникает у Веселовского в 1893 году (ст. «Из введения в историческую поэтику»). В печати начинают появляться части из задуманной книги, которая не была им завершена (её план опубликован в 1959 году). Рассматривая «исторические условия поэтической продукции», Веселовский  показал, как из обрядового синкретизма рождаются основные формы словесного искусства, а хоровой запевала превращается в поэта («Три главы из исторической поэтики», 1898). За этой частью должна была следовать «история поэтического стиля» (сюда относятся знаменитые статьи «Из истории эпитета», 1895; «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля», 1898). Последний раздел, который частично успел подготовить Веселовский, - «Поэтика сюжета». Части, посвящённые истории идей, жанров и личности поэта, написаны не были; их отсутствие частично восполняют работы Веселовского по отдельным проблемам, эпохам и авторам (Данте, Дж. Боккаччо, Ф. Петрарка, В. А. Жуковский). Понятие исторической поэтики, предлагающей исследовать не вечные законы искусства, не поэтические правила, а закономерности культурной динамики, стало одной из основополагающих идей в отечественной филологии 20 века.

Соч.: Боккаччьо, его среда и сверстники. СПб., 1893-1894. Т. 1-2; Петрарка в поэтической исповеди Canzoniere. М., 1905; Собр. сочинение СПб., 1908-1915. Т. 1, 2 (вып. 1), 3, 4 (вып. 1-2), 5. П., М.; Л., 1919-1938. Т. 6, 8 (вып. 1-2), 16; Избранные статьи. Л., 1939; Историческая поэтика / Ред., вступ. ст. и прим. В. М. Жирмунского. Л., 1940; В. А. Жуковский. «Поэзия чувства и "сердечного воображения"». М., 1999; Избранные труды и письма. СПб., 1999; Работы о фольклоре на немецком языке (1873-1894). М., 2004.

Лит.: Энгельгардт Б. М. А. И. Веселовский. П., 1924; Шишмарев В. Ф. А. Веселовский и русская литература. Л., 1946; Горский И. К. А. Веселовский и современность. М., 1975; Жирмунский В. М. Веселовский и сравнительное литературоведение // Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Л., 1979; Наследие А. Веселовского: Исследования и материалы. СПб., 1992; Шайтанов И. Классическая поэтика неклассической эпохи // Вопросы литературы. 2002. № 4.

И. О. Шайтанов.