Вестерн

ВЕСТЕРН (английский western, буквально - западный), приключенческий жанр прозы и художественного кинематографа (главным образом в США). Реальные исторические события (колонизация Запада Америки во 2-й половине 19 века) и персонажи подвергаются в вестерне мифологизации в духе героического эпоса; при этом сюжетно-тематические структуры вестерна сильно формализованы и близки мелодраме, авантюрному роману и другим жанрам массовой культуры. Главный персонаж вестерна - благородный герой-одиночка; «добрые» и «злые» персонажи контрастно противопоставлены друг другу; в центре сюжета - борьба ковбоев и шерифов с индейцами (на фоне завораживающей дикой природы). В классическом вестерне симпатия к «естественному человеку» (влияние руссоизма) сочетается с признанием неизбежности наступления цивилизации. Романтичный пафос соседствует с нравственным релятивизмом: в своих действиях герои руководствуются не законом, а кодексом чести, отсюда обилие сцен насилия.

Литературный вестерн зародился в конце 1850-х - начале 1860-х годов (романы Э. С. Эллиса «Сет Джонс, или Пленник границы», «Билл Биддон, траппер», оба 1860, и др.). Окончательное оформление жанра происходит в начале 20 века: «Виргинец» О. Уистера (1902), «Всадники прерий» 3. Грея (1912). Классические образцы вестерна: «Инцидент в Окс-Бау» У. ван Тилбурга Кларка (1940); «Высокое небо» (1947) и «Путь на Запад» (1949) А. Б. Гатри; сочинения Л. Ламура (в том числе 17-томный цикл о Сэккетах, 1960-85). К вестерну близки отдельные сочинения Дж. Ф. Купера, М. Твена, Ф. Б. Гарта, Дж. Лондона. Среди европейских писателей, обращавшихся к вестерну, - Л. А. Буссенар, К. Май, Э. Сальгари, Г. Эмар.

Реклама

Первым опытом кинематографического вестерна считается фильм «Большое ограбление поезда» (1903, режиссёр Э. С. Портер); расцвет жанра приходится на 1930-50-е годы. Наиболее значительные образцы кинематографического вестерна - фильмы Дж. Форда («Дилижанс», в отечественном прокате - «Путешествие будет опасным», 1939; «Моя дорогая Клементина», 1946) и Х. Хоукса («Красная река», 1948; «Рио Браво», 1958). Кинематограф Европы выработал такие модификации вестерна, как «истерн» - «восточный» вестерн («Неуловимые мстители» Э. Г. Кеосаяна, 1967; «Телохранитель» А. И. Хамраева, 1980; «Свой среди чужих, чужой среди своих» Н. С. Михалкова, 1974) и «спагетти-вестерн» (фильмы С. Леоне). Процесс переосмысления традиций вестерна, его демифологизации, начатый американским кино ещё в 1950-х годах («В самый полдень» Ф. Циннемана, 1952), активизировался в ряде фильмов 1960-90-х годов, где на первом плане оказывались социально-критические («Маленький большой человек» А. Пенна, 1970; «Буффало Билл и индейцы, или Исторический урок Сидящего Быка» Р. Олтмена, 1976), комедийные («Буч Кэссиди и Санданс Кид» Дж.Р. Хилла, 1969), экологические («Танцы с волками» К. Костнера, 1990), экзистенциальные («Мертвец» Дж. Джармуша, 1995) мотивы. В конце 20 века популярность вестерна снижается; итоги развития жанра подведены в фильмах «Непрощённый» К. Иствуда (1992), «Входите без стука» В. Вендерса (2005). Мотивы вестерна разработаны также в изобразительном искусстве и комиксах.

Лит.: Foison J. К. The American western novel. New Haven, [1966]; Карцева Е. Вестерн. Эволюция жанра. М., 1976; Allmendinger В. Ten most wanted: the new western literature. N. Y., 1998; Bleton Р. Western, France. Р., 2002; А bibliographical guide to the study of Western American literature. Lincoln, 1982.

Е. А. Цурганова, К. А. Чекалов.