Вейгель Валентин

ВЕЙГЕЛЬ (Weigel) Валентин (1533, Наундорф, близ Гросенхайна, Саксония - 10.6.1588, Чопау, близ Хемница), немецкий протестантский богослов и мистик. Учился в университетах Лейпцига (с 1554) и Виттенберга (1563-67). С 1567 пастор в Чопау. При жизни не публиковал своих сочинений.

Вейгель развивал идеи немецких мистиков 13-14 века И. Таулера, И. Экхарта, с 1570 года испытал сильное влияние Себастьяна Франка, в конце жизни - натурфилософии Парацельса. Мир, исходящий из абсолютного внутреннего центра - Бога («Книжечка о блаженной жизни» - « Libel lus de vita beata», 1609), лишён местопребывания и «погружён в ничто - в себя самого и не может упасть» («О местопребывании мира» - «Vom Ort der Welt», 1613; глава 10). До сотворения мира не было «места» (пространства), а была «пропасть бесконечности», всё сотворённое содержалось, незримо и бестелесно, в слове Бога. Ад и рай не «места» во вселенной, но существуют лишь в нас, в мире души, Бог (и дьявол) пребывает в человеке. С концом мира пространство и время будут упразднены. Человек (микрокосм) заключает в себе три тела - животное (земное), астральное, бессмертную душу; им соответствуют три способности - чувство (Sinn), разум, «внятие» (Vernunft), духовное постижение (Verstand), заключающее в себе «искру» души, носительницу образа Бога. Проблеме познания посвящены трактаты «Познай себя» («Γν?θι σεαυτον», 1571, издан 1615) и «Золотая скоба» («Der güldene Griff», 1613). Вейгель различает философию - естественное ведение о Боге в его творениях, и теологию - исходящее от Бога сверхъестественное ведение о ветхом и новом человеке; первая предполагает активность познания, вторая пассивна.

Реклама

Не принимая церковную ортодоксию и буквальное толкование Библии, Вейгель ощущал глубокое противоречие между своим мировоззрением и пасторским призванием, между мистикой и лютеранством. В 17 веке протестантская церковь энергично преследовала «буйный вейгелианизм» во всех его проявлениях (в 1624 году сочинения Вейгеля официально запрещены). Идеи Вейгеля получили отражение у И. Арндта, И. Кеплера и др., он был предшественником Я. Бёме.

Соч.: Sämtliche Schriften / Hrsg. W.-Е. Peuckert, W. Zeller. Stuttg.; Bad Cannstatt, 1962-1978. Bd 1-7; S ämtliche Schriften / Hrsg. Н. Pfefferl. Stuttg.; Bad Cannstatt, 1996-. Bd 1-.

Лит.: Israel А. V. Weigels Leben und Schriften. Zschopau, 1888; Zeller W. Die Schriften V. Weigels. В., 1940; Gorciex В. La mystique de V. Weigel et les origins de la théosophie allemande. Lille, 1972; Wehr G. V. Weigel: der Pansoph und esoterische Christ. Freiburg im Breisgau, 1979; Койре А. Протестантский мистик: В. Вейгель // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI в. Долгопрудный, 1994; Weeks А. V. Weigel: German religious dissenter, speculative theorist, and advocate of tolerance. Albany, 2000.

Ал. В. Михайлов.