Вейль Симона

Вейль (Weil) СимонаВЕЙЛЬ (Weil) Симона (3.2.1909, Париж - 24.8.1943, Ашфорд, графство Кент, Великобритания), французский философ и мистик. Родилась в состоятельной еврейской семье. Сестра А. Вейля. Окончила лицей Генриха IV (1927), где испытала влияние Алена, затем изучала философию и классическую филологию в Высшей нормальной школе (1928-31).

В 1931-38 годах преподавала философию в школах в различных городах Франции.

В 1934-35 годах работала на автомобильных заводах в Париже, желая испытать на себе тяжёлые условия труда, о которых писала в многочисленных статьях, публиковавшихся в левой печати («Размышления о причинах свободы и социального угнетения», 1933, и др.). Несмотря на пацифистские убеждения, в 1936 году участвовала в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев в отряде анархистов. В 1938 году на Страстной неделе пережила обращение в христианство («Христос сошёл - и захватил меня»), однако до конца жизни так и не приняла крещения и оставалась в ожидании на пороге Церкви, видя своё духовное призвание в том, чтобы доказать на опыте, что можно быть христианином вне формальных границ Церкви. Во время 2-й мировой войны участвовала в Движении Сопротивления, сотрудничала в подпольных журналах, в 1942 году была вынуждена покинуть Францию. В Лондоне вступила в организацию Ш. де Голля «Свободная Франция», готовила передачи «Свободного радио». Из солидарности со страдающими от лишений войны ограничивала свой рацион и изнуряла себя непосильным трудом, что привело её к смерти от истощения.

Реклама

Большая часть написанного Вейль при жизни не была опубликована. Её письма, ненапечатанные статьи, дневниковые записи, собранные друзьями, были изданы посмертно: «Сила тяжести и благодать» («La pesanteur et la grâce», 1947), «Ожидание Бога» («Attente de Dieu», 1950) и др.

Проблема человеческого страдания, особенно страдания невинных, - центральная тема социальной философии и позднейшей мистики Вейль. В период близости к анархо-синдикализму (в статьях 1931- 1937) она усматривала решение проблемы эксплуатации в социальном переустройстве. В дальнейшем в незаконченной работе «Укоренение» («L’Enracinement», 1949), написанной в связи с вопросом о будущей социальной политике в послевоенной Франции, она ставит задачу восстановления «корней» - тех многообразных естественных связей человека с жизнью сообщества и его культурой, которые утрачиваются в современном массовом обществе вследствие разрушительного воздействия денег, выхолощенной системы образования и тому подобное. Решение этой задачи она находит в одухотворении труда, считая это «миссией, призванием нашей эпохи», однако только через отречение от всех земных корней осуществимо окончательное «укоренение» человечества в Боге.

Вейль отрицает какое-либо вмешательство Бога в мир «для достижения особенных целей»: Божественное провидение - это не изменения в мировом порядке, но сам он как таковой, т. е. вечная Премудрость. Послушание Божьей воле, соответствующее этой Премудрости, имеет троякое проявление: 1) созерцание необходимости мирового порядка и любовь к ней как к красоте, которая отражается в совершенном искусстве, позволяющем ощутить присутствие в мире сверхъестественной Благодати; 2) послушание необходимости в её материальном аспекте как грубой силе, представленной в монотонном физическом труде, добровольное участие в котором Вейль уподобляет ежедневной смерти и евхаристии: «Через труд человек становится веществом, как Христос в Евхаристии. Труд - он, как смерть» («Мистика труда» // Крогман А. «Симона Вейль, свидетельствующая о себе». Челябинск, 2003. С. 298). Вейль набрасывает программу богословия труда как общего соучастия в искуплении первородного греха, считая, что в упорядоченной общественной жизни физический труд должен стать её духовным центром; 3) примирение со смертью, которое исторгает из человека эгоистическую самость, и он сливается с миропорядком. В своём анализе феномена добровольной смерти Вейль исходит из необходимости искупительного страдания невинных. Всё в мире - видимом и невидимом - подчиняется силе тяготения (pesanteur), или принципу возмездия, - всё, кроме Благодати (Grace). Добровольное невинное страдание, пассивная жертва представляют собой спуск по вертикали тяготения такой концентрации Благодати, что она уравновешивает всё горизонтальное, недобровольное страдание и грех мира. Такова формулируемая Вейль опытная мистика Креста: «Обожение ждёт нас на мёртвом обтёсанном брусе, на котором висит труп» («Крест». Там же. С. 293).

Книги Вейль переведены на десятки языков. С 1970 года во Франции существует Общество изучения мысли Симоны Вейль, издающее с 1978 года ежеквартальный журнал «Cahiers Simone Weil»; американское отделение общества с 1981 года проводит ежегодные международные коллоквиумы. В Германии с 1996 года существует Институт Симоны Вейль в составе Высшей школы психологии.

Соч.: Cahiers. 2  éd. Р., 1970-1975. Vol. 1-3; Œuvres complètes. Р., 1988-1994-. Vol. 1-6-; «Илиада», или поэма о Силе // Новый мир. 1990. № 6; Œuvres. Р., 1999; Укоренение. Письмо клирику. К., 2000.

Лит.: Cabaud J. L’Exp érience vécue de S. Weil. Р., 1957; Perrin J.-М. S. Weil telle que nous l’avons connue. Р., 1967; idem. Mon dialogue avec S. Weil. Р., 1989; Coles R. S. Weil. Reading, 1987; Broc-Lapeyre М., Canciani D. S. Weil et les langues. Р., 1991; Рétrement S. La vie de S. Weil. Р., 1997; Bell R. Н. S. Weil: the way of justice as compassion. Lanham; Oxf., 1998; Chenavier R. S. Weil: Une philosophie du travail. Р., 2001.

А. И. Шмаина-Великанова.