Виардо-Гарсия Полина

П. Виардо-Гарсия. Портрет работы К. Брюллова.ВИАРДО-ГАРСИЯ (Viardot-Garcia) Полина (18.7.1821, Париж - 18.5.1910, там же), французская певица (меццо-сопрано), педагог, композитор. По национальности испанка. Сестра М. Малибран. До 11 лет занималась пением с отцом - М. Гарсией, затем с матерью - М. Х. Сичес, училась игре на фортепиано у Ф. Листа, композиции у А. Рейхи. Впервые выступила как певица в 1837 году в Брюсселе в концерте, организованном Ш. Берио. В 1839 году дебютировала как оперная певица в партии Дездемоны («Отелло» Дж. Россини; Лондон, Париж). С 1839 года солистка театра «Опера Итальен» в Париже. Выступала на оперных и концертных сценах во многих странах, с 1843 года неоднократно гастролировала в Санкт-Петербурге (сочинения М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского пела по-русски). Виардо-Гарсия - одна из самых ярких певиц 19 века, обладавшая голосом исключительного диапазона (3 октавы) и силы; современники отмечали также её незаурядное дарование драматической актрисы. Среди лучших партий: Орфей («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка), Фидес («Пророк» Дж. Мейербера), Леди Макбет («Макбет» Дж. Верди), Леонора («Фиделио» Л. ван Бетховена). Оставив сцену в 1863 году, преподавала, в том числе в Парижской консерватории (1871-75). В вокальной педагогике развивала метод своего отца, на основе которого написала учебник для женских голосов (опубликован в Париже в 1880). Среди учениц - М. Ж. Д. Арто.

Реклама

Автор комических опер и оперетт, в том числе «Слишком много женщин» (1867), «Бирюк» (1868, Баден-Баден), «Последний колдун» (1869, Веймар). Либретто для этих опер написал И. С. Тургенев - близкий друг и почитатель Виардо-Гарсии с 1840-х годов до своей смерти в 1883. Большой популярностью пользовались переложенные ею для голоса с фортепиано (на тексты Л. Поме) 12 мазурок Ф. Шопена. Виардо-Гарсия была знакома и сотрудничала со многими выдающимися деятелями культуры своего времени, среди которых: Шопен, Г. Берлиоз (переложил в расчёте на её голос оперу «Орфей» К. В. Глюка), Р. Шуман (посвятил ей цикл песен ор. 24 на стихи Г. Гейне), И. Брамс (Виардо-Гарсия пела на премьере его «Рапсодии для альта», 1870), пианистка К. Шуман (вместе выступали, играя дуэтом на 2 фортепиано), Ж. Санд (Виардо-Гарсия послужила прототипом главной героини её романа «Консуэло»). Салон Виардо-Гарсии в Париже был одним из культурных центров Европы.

Соч.: Письма П. Виардо к русским знакомым // Советская музыка. 1960. №8.

Лит.: Розанов А. С. П. Виардо-Гарсиа. 3-е изд. Л., 1982.