Видение

ВИДЕНИЕ (латинский visio), жанр средневековой европейской литературы. В основе видения - феномен соприкосновения человека со сферой сверхъестественного в состоянии изменённого сознания (транса, сна, клинической смерти). Основные темы видения - потусторонний мир, устройство рая и ада, Страшный суд, встреча с Иисусом Христом, ангелами и демонами, умершими людьми и т.п. Рассказы о видениях и снах присутствуют в античной литературе (Платон, Плутарх, Цицерон), в более поздних текстах языческой европейской словесности («Старшая Эдда»); особо важное значение для формирования жанра имели ветхозаветные (Книга пророка Даниила) и новозаветные (Апокалипсис) тексты, а также раннехристианская литература (один из основных прообразов средневекового видения - апокрифическое «Видение Павла», 3 век). Первоначально (6 век) видения были составной частью более крупных сочинений: богословских («Диалоги» Григория I Великого), летописных и агиографических («История франков» и житийные произведения Григория Турского). Выделение видения в самостоятельный жанр (в прозаической и стихотворной форме) относится к рубежу 7-8 веков. На протяжении нескольких веков видения были частью клерикальной литературы и носили религиозно-дидактический характер. Расцвет видения как клерикального жанра приходится на 12 - начало 13 века («Видение Тнугдала», «Видение Фулберта»). Появляются видения на народных языках (переводные с латинского и греческого языков, а также оригинальные), в том числе видения мирян («Видение Туркилля», 1206). В это же время жанр получает распространение в древнерусской литературе («Видение Григория о хождении Феодоры по мукам» из переводного византийский «Жития Василия Нового», не позднее 12 века; переводное «Видение Исаии», 12 век, и др.). В 13-14 веках наметилось размежевание видений на религиозно-мистические, отражающие реальное визионерство (представлены в эту эпоху преимущественно женщинами-ясновидицами, передающими в видениях главным образом свой мистический опыт общения с Иисусом Христом: Хадевейх, Мехтильда Магдебургская, Гертруда Великая, Екатерина Сиенская и др.), и литературные, в которых жанровые особенности видений служили куртуазным («Роман о розе»), социально-политическим («Видение о Петре Пахаре» У. Ленгленда), сатирическим или пародийным целям. Традиции видений претворены в «Божественной комедии» Данте; визионерские мотивы нашли отражение в художественной литературе последующих эпох (У. Блейк, У. Б. Йейтс, Д. Л. Андреев и др.). Форма видений нередко используется как условный литературный приём в произведениях самой разнообразной тематики (например, «Видение мурзы» Г. Р. Державина, создано в 1783-84).

Реклама

Изд.: Памятники средневековой латинской литературы IV-IX в. М., 1970; Mittelalterliche Visionsliteratur: eine Anthologie. Darmstadt, 1989.

Лит.: Dinzelbacher Р. Vision und Visionsliteratur im Mittelalter. Stuttg., 1981; Никола М. И. Сюжетно-композиционные особенности средневековых видений // Проблемы литературных жанров. Томск, 1983; Petroff Е. А. Medieval women’s visionary literature. N. Y.; Oxf., 1986; Lynch К. L. The high medieval dream vision: poetry, philosophy, and literary form. Stanford, 1988; Morgan А. Dante and the medieval other world. Camb., 1990.

С. А. Ромашко.