Виджнянабхикшу

ВИДЖНЯНАБХИКШУ, индийский философ-аскет 16 века, создатель синтетической системы, соединившей йогу с идеями неадвайтистской веданты, санкхьи и других школ. Автор не менее 16 сочинений. В «Йогаварттике» («Разъяснении йоги») - детальном комментарии к «Йога-бхашье» Вьясы - йога рассматривается как универсальное учение, содержащее в себе все остальные системы и путь достижения «освобождения». Пройдя этот путь до конца, духовное начало (Пуруша) возвращается к своему исконному состоянию чистого сознания. То, что ведантисты считают высшим уровнем медитации, у Виджнянабхикшу есть лишь предварительная ступень. Он предлагает новую трактовку йогических положений тела (асан) и контроля над дыханием (пранаяма). По учению Виджнянабхикшу, в начале каждого мирового цикла три гуны, составляющие первоматерию (пракрита), выводятся из равновесия не спонтанно (как считалось в классической санкхье), а по воле Бога (Ишвары). Созерцание йогином Ишвары и поклонение ему не заменяют, однако, его работы над собой. В «Санкхья-правачана-бхашье» («Комментарии к изложению санкхьи») он подвергает резкой критике адвайта-веданту Шанкары и пытается привести к гармонии доктрины санкхьи и веданты. В итоговом сочинение «Йогасара-санграха» («Резюме сути йоги») популяризируется соединение йоги и веданты.

Лит.: Sinha J. The Philosophy of Vijnanabhiksu. Calcutta, 1976.

В. К. Шохин.