Виела

Виела ВИЕЛА (французский vièle, vielle; латинский viella; старопровансальское viola), фидель (немецкий Fiedel), фидл (английский fiddle),

1) распространённые в средние века в Западной Европе наименования струнных смычковых инструментов с лютне- или гитарообразной формой корпуса;

2) струнный смычковый инструмент, распространённый в Западной Европе в эпоху Средневековья. В отличие от других средневековых струнных (ребек и тому подобное), шейка виелы изготавливалась отдельно и прикреплялась к корпусу. Овальный (прямоугольный, «лопатообразный») корпус виелы имел боковые выемки для удобства ведения смычка, резонаторные отверстия [обычно парные, узкие, с-образной («эсной») формы]. В иконографии представлены инструменты с разным количеством струн (2-6), однако, согласно Иерониму Моравскому («Трактат о музыке», между 1272 и 1304), лучшим вариантом виелы считалась 5-струнная виела. Настройка отличалась многообразием вариантов и зависела от разных обстоятельств (включая форму подставки под струнами - плоскую или овальную) и от потребностей игравшего на виеле менестреля. Положение инструмента и смычка при игре также зависело от ситуации музицирования, характера музыки, местных традиций. Виелу располагали на плече для исполнения развитых мелодий и орнаментированных импровизаций; для простого аккомпанемента (остинатная фигура, бурдон) подходило любое положение, вплоть до вертикального. В германских землях виела (фидель) часто подвешивалась на ленте на груди у шпильмана, что позволяло играть на ходу. Благодаря утончённости звучания, богатству мелодических возможностей, универсализму в применении («хороший мастер сыграет на виеле любой кантус, любую шансон и любую музыкальную форму вообще») Иоанн де Грокейо в трактате «О музыке» (около 1300) поместил виелу во главе ценностной иерархии музыкальных  инструментов того времени. Владевшие виельным искусством менестрели высоко ценились меценатами и публикой; виела неотделима и от творчества трубадуров. К концу 15 века в Италии виела с бурдонной струной трансформировалась в ренессансную лиру да браччо, а виела без бурдонной струны - в виолу да браччо; на Британских  островах виела сохранялась ещё в правление Генриха VIII (1-я половина 16 века).

Реклама

Лит.: Page Ch. An aspect of medieval fiddle construction // Early Music. 1974. № 2; Remnant М., Page Ch. The diversity of medieval fiddles // Ibid. 1975. № 1; Brown Н.М. Trecento fiddle and its bridges // Ibid. 1989. № 3; Bec Р. Vièle et rebec: fausses étymologies, motivations secondaires et latinisations médiévales //Jérôme de Moravie: un théoricien de la musique dans le milieu intellectuel parisien du XIII siècle. Р., 1992; Page Ch. Le troisième accord pour vièle de Jérôme de Moravie - jongleurs et «anciens Рères» de France // Ibid; Сапонов М. Менестрели: Книга о музыке средневековой Европы. М., 2004.

М. А. Сапонов.