Вифлеем

ВИФЛЕЕМ (современный арабский - Бейт-Лахм) (церковнославянский; еврейский ?????? – бет-лехем, буквально - дом хлеба; арабский - бейт-лахм, буквально - дом мяса), город на территории Палестинской автономии, к юго-юго-западу от Иерусалима. Население 29,9 тысяч человек (2006). Примыкает непосредственно к муниципальной границе Иерусалима. Экономика города основывается на туризме, торговле и земледелии. В книге Бытие нередко встречается под названием Ефрафа. Упоминается также как Эфрат, Эфрата, Бет-Лехем Иегуда.

В окрестностях Вифлеема были открыты цистерны и фрагменты керамики, относящиеся предположительно к бронзовому веку. Раннее упоминание Вифлеема в Библии (Бытие 35:16-19) связано с именем Рахили, которая умерла и была похоронена неподалёку от древней Ефрафы (гробница находится на северной окраине современного Вифлеема и является местом паломничества для евреев). Вифлеем являлся одним из центров владений рода Ефрафы (1 Цар. 17:12). В Вифлееме родился, был избран и помазан на царство пророком Самуилом царь Давид (1 Цар. 16:1-13; 17:12; 20:6; 2 Цар. 23:14-16). Об укреплениях Вифлеема, согласно Библии, известно со времён царя Давида (2 Цар. 23:15; 1 Пар. 11:17-18). При царе Ровоаме Вифлеем стал важным северо-восточным форпостом всей оборонительной системы центральной Иудеи (2 Пар. 11:6). После возвращения евреев из вавилонского плена город был восстановлен и вновь заселён, однако первоначально в него вернулись только 123 человека. После 135 года нашей эры (смотри Бар-Кохба) Вифлеем был занят римским гарнизоном.

Реклама

Согласно традиции, начало которой положено Оригеном и Иеронимом Блаженным, Вифлеем, город царя Давида (сравни: Мф. 2:1-18; Лк. 2:1-20), является местом рождения Иисуса Христа. Наиболее значимым объектом христианской истории Вифлеема является Пещера Рождества - место пришествия в мир Иисуса Христа, над которой расположена церковь Рождества Христова (смотри Рождества храм). Современный вид Пещеры Рождества окончательно сложился в 12 веке. Церковь Рождества Христова - единственный христианский храм Палестины, богослужения в котором непрерывно продолжаются с ранневизантийской эпохи. По преданию, построен императором Константином Великим и его матерью императрицей Еленой (освящена в мае 339). В 529 году во время восстания в Самарии церковь была полностью разрушена; позднее восстановлена императором Юстинианом I по просьбе преподобного Саввы Освященного. В 19 веке, по приказу турецких властей, пространство церкви разделили на несколько частей, чтобы богослужения могли проводить представители различных христианских конфессий.

В 1880-е годы, на средства и по поручению графини М. В. Орловой-Давыдовой, архимандрит Антонин (Капустин) приобрёл участок земли в Вифлееме, переданный после 1894 года Императорскому православному палестинскому обществу. В 1900 году обществом была открыта начальная школа для арабских православных детей (просуществовала до начала 1-й мировой войны 1914-18). В 1950-е годы земельный участок был продан Православному благотворительному обществу при православной общине Вифлеема. В июне 1997 года Палестинской национальной администрацией было принято решение о возвращении земельного участка Русской православной церкви.

До арабо-израильской войны (1948-1949) в Вифлееме превалировало христианское население, однако после её окончания появилось много арабских беженцев. Уже в 1967 году христиане составляли менее половины жителей Вифлеема. После подписания Израилем и Организацией освобождения Палестины так называемых Норвежских соглашений (1993) город с прилегающими к нему населёнными пунктами вошёл в состав Палестинской автономии, число христиан в нём существенно уменьшилось.

В окрестностях Вифлеема находятся другие важные памятники палестинской и христианской истории: дворец-крепость царя Ирода, остатки акведука периода Второго Храма (в самом Вифлееме), Рамат-Рахель (Холм Рахили, упоминаемый во 2 веке нашей эры римским историком Юстином как место рождения Иисуса Христа), Бейт-Сахур (Поле Пастырей; открыты остатки храмов 4-7 века).

Ю. Ю. Дозорец.