Вигано Сальваторе
ВИГАНО (Vigano) Сальваторе (25.3.1769, Неаполь - 10.8.1821, Милан), итальянский артист балета, хореограф, композитор. Воспитывался в семье танцовщиков, обучался музыке у Л. Боккерини. После дебюта в Риме (1776) выступал в Мадриде, с 1778 года в труппе Ж. Доберваля, танцевал в Бордо и Лондоне. В 1791 году в Венеции поставил первый спектакль в жанре балетной драмы («Рауль, сеньор де Креки, или Подавленная тирания», музыка Н. Далейрака в обработке Вигано). В 1799-1803 годах хореограф Венского придворного театра («Творения Прометея, или Власть музыки и танца» Л. ван Бетховена, 1801). В 1809 году в Венеции поставил историко-героическую мимодраму «Стрельцы» на сборную музыку, положив начало ряду итальянских балетов на русские темы. С этого времени спектакли Вигано постоянно оформлял А. Санкуирико, что отразилось на постановочной концепции хореографа. С 1813 года балетмейстер театра «Ла Скала» (Милан). Создал ряд спектаклей на сюжеты пьес У. Шекспира, В. Альфьери, К. Гоцци, П. Корнеля и др.: «Прометей» (1813), «Мирра, или Месть Венеры» и «Псамми, король Египта» (1817), «Отелло, или Венецианский мавр» и «Весталка» (1818), «Титаны» (1819), «Жанна д’Арк» (1821). Писал музыку к своим балетам или использовал произведения различных композиторов в собственной обработке. Спектакли Вигано - монументальные хореографические драмы, где ритмизованная пантомима выступала в качестве основного выразительного средства, а танец (иногда народные пляски) служил украшением. Крупнейшего мастера итальянского балетного искусства конца 18 - начала 19 века, Вигано нередко сравнивали с Шекспиром по широте охвата событий и умению передать необыкновенную силу страстей.
Лит.: Ritorni С. Commentarii della vita е delle opere coredrammatiche di S. Vigano. Mil., 1838; Левинсон А. Я. Стендаль и Вигано // Левинсон А. Я. Мастера балета. СПб., 1914; Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Преромантизм. Л., 1983.
Е. Я. Суриц.