Вигман Мари

Вигман (Wigman, Wiegmann) МариВИГМАН (Wigman, Wiegmann) Мари (13.11.1886, Ганновер - 18.9.1973, Западный Берлин), немецкая артистка балета, хореограф, педагог. В 1911-13 годах училась в балетной школе Э. Жака-Далькроза в Хеллерау (под Дрезденом), с 1913 – у Р. фон Лабана в Асконе и Мюнхене, была его ассистенткой. В 1914 году дебютировала с экспрессионистскими танцами («Танец ведьмы», хореография Вигман), в дальнейшем выступала с сольными концертами. В 1920 году основала школу в Дрездене, имевшую филиалы в Германии и за рубежом. Среди учеников Вигман - ведущие артисты европейского балета: Х. Хольм, Г. Палукка, М. Вальман, Х. Кройцберг, М. Терпис. Одна из ключевых фигур современного танца, Вигман положила начало важнейшему направлению немецкой хореографии - Ausdruckstanz («выразительному танцу»), тесно связанному с экспрессионизмом и получившему широкое распространение в мире. Танцы Вигман экстатичны, они исполнялись в основном под звуки ударных музыкальных инструментов или в сопровождении словесного текста. Вигман выступала также с собственной труппой в Западной Европе и США. Помимо сольных, ставила массовые танцы: «Памятник мёртвым» (звуковое и стихотворное сопровождение А. Тальхоффа, 1930), «Погребальная жалоба» В. Эгка (1936) и др. С 1945 года возглавляла школу в Лейпциге, в 1949-68 - в Западном Берлине. Постановки: «Кармина Бурана» на музыку К. Орфа (1955), «Весна священная» И. Ф. Стравинского (1957), «Альцеста» на музыку  К. В. Глюка (1958) и др.

Соч.: Deutsche Tanzkunst. Dresden, 1935; Die Sprache des Tanzes. Stuttg., 1963.

Лит.: Zivier G. Harmonie und Ekstase. В., 1956; Мüller Н. М. Wigman. В., 1986.

Е. Я. Суриц.