Виктория Томас Луис

ВИКТОРИЯ (Victoria) Томас Луис де (1548, Авила - 20.8.1611, Мадрид), испанский композитор и органист. В 1565-87 годах жил в Риме, окончил Германский иезуитский колледж, там же преподавал и был капельмейстером (до 1576). Предположительно учился также у Дж. П. да Палестрины. В 1575 году рукоположен, в 1578-85-е годы служил в церкви Сан-Джироламо-делла-Карита. С 1587 года и до конца дней служил капелланом и органистом в монастыре клариссок в Мадриде; благодаря обеспеченному положению осуществлял роскошные публикации своих многочисленных сочинений. В 1594 году ездил в Рим на похороны Палестрины. Крупнейший представитель испанской полифонической школы, прозванный «испанским Палестриной», Виктория писал духовную хоровую (в том числе для 2 и 3 хоров) музыку на латинские тексты: мессы, мотеты, магнификаты, секвенции и др. Несмотря на широкое использование имитационной техники и преобладающий полифонический склад, гармония Виктории больше тонально-функциональная, чем модальная (в том числе в «Мессе четвёртого тона»). Необычны для церковной музыки того времени смены 3- и 2-дольного метра, мелодическая изобретательность, в том числе использование хроматики: так, музыка секвенции «Victimae pascali» - «Пасхальной жертве» с переменами метра вызывает ассоциации с вильянсико; некоторые мотеты напоминают по звучанию мадригалы и др. Среди самых известных сочинений Виктории: заупокойная месса (на смерть императрицы Марии, 1605), оффиций Страстной недели (включает Плач пророка Иеремии, 18 респонсориев, «Страсти» по Матфею и Иоанну, 1585), мотеты «О magnum mysterium» («О, великое таинство», 1572; также одноимённая месса, 1592) и «О vos omnes» («О, все вы», 1572), антифоны на текст «Alma Redemptoris mater» («Мать-кормилица Спасителя»).

Лит.: Stevenson R. Т. L. de Victoria. L.; N. Y., 1980; Cramer Е. С. Т. L. de Victoria: а guide to research. N. Y.; L., 1998.