Вильом Жан Батист

ВИЛЬОМ, Вийом (Vuillaume) Жан Батист (7.10.1798, Миркур - 19.2.1875, Париж), французский мастер струнных смычковых инструментов, предприниматель. Представитель династии мастеров, работавших главным образом в Миркуре. В 1818 году приехал в Париж и в течение двух лет делал скрипки по модели Ф. Шано (8-образная скрипка без углов). С 1821 года сотрудничал с мастерской Н. А. Лете, в 1828 году открыл собственную мастерскую. Около 1830 года начал торговать старинными инструментами и увлёкся изготовлением имитаций итальянских мастеров. В течение многих лет делал высококачественные копии скрипок А. Страдивари, Н. Амати, Дж. Маджини, Дж. Гварнери дель Джезу, нередко неотличимые от подлинников. Изготовил несколько инструментов по образцу виолы да гамба лионского мастера Г. Дюиффопрюгкара (К. Тиффенбруккер, 16 век). Инструменты Вильома пользовались большим спросом, из его мастерской вышло не менее 3000 инструментов с его личным клеймом. Несколько квартетных комплектов было изготовлено по заказу А. Ф. Львова для Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Вильом был также смычковым мастером, под его руководством работали знаменитые впоследствии Д. Пеккат (1826-37) и Ф. Н. Вуарен (1855-70). Вильом создал экспериментальные инструменты: «октобас» - контрабас высотой около 3,5 м (1849-51), «контральто» - инструмент с мензурой альта и очень большим корпусом (1855); с 1834 года в его мастерской изготавливались смычки со стальной пустотелой тростью. Инструменты Вильома неоднократно премировались на выставках в Париже (1824, 1827, 1839, 1844,1855), Лондоне (1851). Награждён орденом Почётного легиона (1851). Среди многих учеников Вильома видными инструментальными мастерами стали его братья Никола Франсуа Вильом (3.5.1802 - 16.1.1876; с 1828 в Брюсселе) и Никола Вильом (21.5.1800 - 14.4.1872; с 1842 в Миркуре), племянник Себастьян Вильом (18.6.1835 - 17.11.1875), И. Сильвестр.

Лит.: Витачек Е. Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. 2-е изд. М.; Л., 1964; Millant R. J. В. Vuillaume, sa vie et son œuvre. L., 1972.