Вина (музыкальный инструмент)

ВинаВИНА, группа индийских струнных щипковых инструментов типа лютни. Южноиндийская вина (карнатская традиция) имеет полусферический корпус-резонатор из «благородного» (чёрного, розового) дерева, широкий гриф длиной около 60 см с 24 ладками, 5 основных и 3 дополнительные струны. Шейка оканчивается стилизованной головой дракона. Дополнительный резонатор в верхней части шейки изготавливается из дерева или высушенной тыквы. Общая длина инструмента до 135 см. Настройка, основанная на фиксированных ладках, позволяет исполнять разнообразные раги, не перестраивая инструмента. Прежде использовалась настройка, основанная на подвижном креплении ладков; при ней вина перестраивалась для каждой раги. Высота тоники акустически относительна. Многие приёмы звукоизвлечения (например, техника звуковысотной нюансировки), описанные и классифицированные ещё в старинных трактатах, определяют практику музицирования на вине доныне. В инструментальной музыке Южной Индии вина занимает важнейшее место. Свой современный облик унаследовала от «вины Сарасвати» (по имени богини Сарасвати - покровительницы этого инструмента), которую изобрёл Муттусвами Дикшитар, а ввёл в практику Туладжа (18 век).

Реклама

Североиндийская вина - «бин» (традиция хиндустани) имеет 2 одинаковых резонатора из тыквы; объединяет признаки лютни и цитры. Уступает карнатской вине по развитости традиции и значимости в культуре.

Другие инструменты группы вины: «рудра вина» (предшественница «бин», известна с 16 века), хиндустанская «вичитра вина», карнатский «готтувадьям». В 20 веке появились модернизированные разновидности.

Вина издавна использовалась в классической музыке Индии и всей Южной Азии. Композиции «крити» (основа репертуара современных исполнителей на южноиндийской вине) представляют собой инструментальные версии вокальных «крити» классиков карнатской музыки (Тъягараджа, Муттусвами Дикшитар, Шьяма Шастри и др.). В музыке хиндустани инструмент существует в рамках традиции дхрупад (как аккомпанирующий). Вина связана и с танцевально-театральными традициями, восходящими к обрядовой практике. Все аспекты традиции (от деталей конструкции инструмента до смысла музицирования на нём) имеют высокую степень символизации и мифологизации.

В рамках южноиндийских региональных стилей существуют «школы»: тривандрамская (семейство Бхагаватар), танджурская (Тьягараджа, семейства Дикшитар, Адийяпайя, Малайяппа Айер), майсурская (представитель - один из виднейших современных музыкантов Доресвами Айенгара), андхрская (Эмани Шанкар Шастри, Читти Бабу).

В древних трактатах термин «вина» обозначал все южноазиатские струнные инструменты.

Лит.: Deva В. Ch. Musical instruments of India. New Delhi, 1987; Лисовой В. И. Современная традиция исполнительства на южноиндийской вине // Традиции и современность в индийской музыке. М., 1988. С. 109-114; Гороховик Е. М. Музыкальная культура Индии. Минск, 2005.

Е. М. Гороховик.