Виндельбанд Виль­гельм

Виндельбанд (Windelband) Виль­гельмВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (11.5.1848, Потсдам - 22.10.1915, Гейдельберг), немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. Учился в университетах Йены, Гёттингена и Берлина, ученик К. Фишера и Р. Г. Лотце. Профессор в университетах Цюриха (с 1876), Фрайбурга (с 1877), Страсбурга (с 1882), Гейдельберга (с 1903). В отличие от сциентистского отождествления философии с теорией науки (и прежде всего математического естествознания), характерного для раннего этапа развития марбургской школы неокантианства, Виндельбанд определял философию как «учение об общезначимых ценностях», понимая её как критическое истолкование тех необходимых, общеобязательных значений и норм, которые обеспечивают осуществление научных, моральных и эстетических оценок. В соответствии с типами ценностей Виндельбанд выделял три философские дисциплины - логику, этику и эстетику, которые осмысляют критерии истинного и ложного в суждениях, хорошего и дурного в поступках, прекрасного и безобразного в художественных произведениях.

Реклама

В противовес релятивизму, который, согласно Виндельбанду, присущ диалектико-генетическому методу, историцизму и социологизму, Виндельбанд подчёркивал непосредственную самоочевидность и абсолютное значение культурных ценностей и норм - истины для мышления, добра для воли и действия, красоты для созерцания. Их абсолютное значение коренится в религиозных ценностях (святости), пронизывающих, согласно Виндельбанду, все нормы и ценности и предполагающих сверхчеловеческое, трансцендентное содержание. Рассматривая историю как процесс осознания и воплощения ценностей, Виндельбанд сталкивался с неразрешимыми трудностями при попытке объяснить смену логической, этической и эстетической оценок в истории культуры, соединить описание исторически изменчивых феноменов сознания с выявлением надысторической общезначимой системы ценностей, присущих так называемому нормативному сознанию.

Различая «науки закона», нацеленные на то, что «есть всегда», и «науки события» - о том, что «было однажды», Виндельбанд назвал метод мышления, направленный на постижение общих законов, номотетическим (в нём преобладает абстракция, поиск типа), а имеющий дело с неповторимыми событиями - идеографическим (он опирается на созерцание). Считая, что один и тот же предмет может служить одновременно объектом как номотетического, так и идеографического исследования, Виндельбанд подчёркивал сугубо методологический характер различения естественной и исторической наук.

Виндельбанд, наряду с В. Дильтеем, - крупнейший немецкий историк философии конца 19 века. Намеченная им программа исследований была продолжена Э. Ласком, Б. Баухом и особенно Г. Риккертом. Виндельбанд оказал влияние на методологию исторических исследований в ряде стран, в том числе в России начала 20 века (Р. Ю. Виппер, Н. И. Кареев и др.).

Соч.: История древней философии. СПб., 1893; История новой философии. СПб., 1902-1905.Т. 1-2; Прелюдии. СПб., 1904; О свободе воли. М., 1905; Платон. 4-е изд. СПб., 1909; Философия в немецкой духовной жизни XIX cтoлeтия. М., 1910; От Канта до Ницше. СПб., 1913. М., 1998; Дух и история: Избранное. М., 1995.

Лит.: Rickert Н. W. Windelband. 2. Aufl. Тüb., 1929.

А. П. Огурцов.