Вине Роберт
ВИНЕ (Wiene) Роберт (16.11.1881, Дрезден; по другим сведениям, весна 1873, Вроцлав - 17.7.1938, Париж), немецкий режиссёр, актёр. Изучал юриспруденцию. Работал в театре. С 1914 года в кино как сценарист и режиссёр. В 1917 году поставил фильм «Фромон младший и Рислер старший» по А. Доде. Известность Вине принёс снятый по сценарию К. Майера и Х. Яновица фильм «Кабинет доктора Калигари» (1919), опиравшийся на традиции экспрессионистской живописи (к работе были привлечены художники - члены группы «Штурм») и положивший начало экспрессионизму в немецком кино. Оказал влияние на творчество Ф. Ланга и Ф. В. Мурнау. Герои большинства фильмов Вине - люди с болезненной психикой, находящиеся в разладе с обществом. Обычно Вине выносил действие в условную декорационную среду с искусственным освещением, искажающим реальные формы. В этой манере он поставил фильмы «Генуина» (1920), «Раскольников» (1923), «Руки Орлака» (1924, в отечественном прокате «Пляска нервов») и др. С приходом к власти нацистов покинул Германию. Умер во время съёмок фильма «Ультиматум».
Лит.: Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера. М., 1977.