Виноградовская школа
ВИНОГРАДОВСКАЯ ШКОЛА в языкознании, одна из школ отечественного языкознания. Возникла в 1940-е годы и во многом определила его развитие, объединяя учеников и последователей В. В. Виноградова общим пониманием природы языка, задач и методологии его исследования. Характеризуется сравнительно-историческим анализом и углублённым описанием языка как живой и активно функционирующей системы. Язык рассматривается как общественное явление: в нём происходят не только эволюция системы, но и развитие видов и разновидностей языка и речи. Разработка теории стиля, связей между языковой личностью и общенациональным языком во всех разновидностях устанавливается в его функционировании.
В центр изучения языка ставится, с одной стороны, слово как центральная единица языковой системы, с другой стороны - текст во всей его сложности. Во взаимоотношении языка и речи раскрываются динамика языковых явлений, особенности русской речи, её закономерности и формы. Концепция В. В. Виноградова и его школы отличается от концепции Ф. де Соссюра, описывающего язык вне языковых и речевых разновидностей, вне связи с актом речи, и от филологической концепции К. Фосслера, ориентированной, прежде всего, на экспрессивно-эстетическую функцию языка. Она является творческим развитием работ А. А. Шахматова и Л. В. Щербы и других выдающихся представителей отечественного языкознания.
Реклама
Была разработана новая, во многом обращённая к практике систематизация разделов и подразделов русского языкознания. В соответствии с ней развивается серия историко-лингвистических дисциплин: диалектология, историческая грамматика, история языка, история литературного языка (в том числе история слов), история языка художественной литературы (была предложена, в частности, новая периодизация истории русского литературного языка); стилистика в её нормативной (культура речи, теория нормы) и историко-функциональной (функциональные и авторские стили) разновидностях; дисциплины, содержащие системное описание современного русского литературного языка (фонетика, лексика, фразеология, грамматика, словообразование); наука о языке художественной литературы и языке писателей; история филологических учений.
Создана новая систематизация частей речи (при этом практически применён предложенный Л. В. Щербой критерий синтаксических свойств слова): в систему частей речи были включены «частицы речи», модальные слова и категория состояния. Тем самым принимались во внимание морфологические, словообразовательные и семантичные свойства слова. Книга В. В. Виноградова «Русский язык. (Грамматическое учение о слове)» (1947; 4-е изд., 2001; Государственная премия СССР, 1951) опиралась на научную оценку и интерпретацию всех составляющих общенационального литературного языка (его истории, языка писателей-классиков, языка и речи образованного населения, а также «внелитературной речевой стихии»), на системные связи всех языковых категорий, сложные взаимодействия разных функциональных сфер речи.
На этой основе представители Виноградовской школы создают грамматики русского и других языков, разрабатывают проблематику современных литературных языков. Виноградов положил начало новой области филологических исследований - истории русского литературного языка как истории стилей («Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX века», 1934; 4-е изд., 2002). Его идеи в этой области стимулировали изучение разных этапов в развитии русского литературного языка Древней Руси, 18 века и Нового времени, содействовали выработке новых научных концепций (Б. А. Успенский, А. И. Ефимов, С. А. Копорский, Ю. С. Сорокин, Ю. А. Бельчиков, В. Д. Левин, В. П. Вомперский, О. А. Лаптева и др.). Учение Виноградова о происхождении русского литературного языка и о его отношении к языку церковнославянскому отражает состояние первых этапов развития письменности на Руси и показывает истоки богатства русской стилистической системы, многообразия её функциональных разновидностей (эта концепция нашла дальнейшее развитие в работах Н. И. Толстого, И. С. Улуханова, Е. С. Копорской). Учёными Виноградовской школы создана описательно-нормативная «Грамматика русского языка» (тома 1-2, 1952-54). Под руководством Н. Ю. Шведовой созданы академические грамматики нового типа: «Грамматика современного русского литературного языка» (1970), «Русская грамматика» (тома 1-2, 1980; Государственная премия СССР, 1982). В этих грамматиках с опорой на научные концепции Виноградова строится описание частей речи, морфологии, синтаксиса; в особый раздел, связанный как с лексикологией, так и с грамматикой, выделяется словообразование, описывается формальное и семантическое строение словообразовательных типов. Русскому словообразованию как особой области языкознания посвящены работы Е. А. Земской, В. В. Лопатина, И. С. Улуханова, А. Н. Тихонова и др. Учёные Виноградовской школы плодотворно работают также в области синтаксиса русского и других славянских языков, в области структуры текста (исследования Н. С. Поспелова, Н. Ю. Шведовой, Е. М. Галкиной-Федорук, А. В. Бондарко, М. В. Ляпон, В. А. Белошапковой, Г. А. Золотовой, О. А. Лаптевой и др.). Виноградов теоретически обосновал необходимость систематического обследования и описания устной литературной речи различных социальных, возрастных и территориальных групп населения. В этом направлении работают О. А. Лаптева, Е. А. Земская, О. Б. Сиротинина, Г. Г. Инфантова, Л. П. Крысин и др.
В Виноградовской школе ярко раскрылись идеи В. В. Виноградова в теории лексикологии - в разработке типов лексических значений слов, углублении понятия «лексема» и введении теории стилистической, грамматической и смысловой вариантности слова, учении о фразеологии как особом разделе языкознания, систематизации типов русских фразеологических единиц.
Выделив исследование языка писателей в особую категорию филологических исследований, Виноградов изучал языковое творчество многих русских писателей, прежде всего А. С. Пушкина. Эти работы дали текстологам новые методы исследования - анализ разновременных публикаций, вариантов художественных текстов, рукописей, сюжетных связей и пр.
Рассматривая формирование и развитие художественных образов, В. В. Виноградов исследовал и описывал стилистико-смысловые связи внутри текста и на их фоне определял центральный образ произведения - образ автора. Чрезвычайно плодотворной оказалась его идея о «динамическом развёртывании словесных рядов»: текст соединяется в сверхфразовые и фразовые единства путём сопоставлений и противопоставлений, сцеплений и соединений, сочетаний и разъединений (образующих единство смыслового развития текста) как частей общей композиции, состоящей из явного или скрытого диалога или монолога. Объединение элементов текста в одно смысловое и грамматическое целое послужило основанием, в частности, для исследований по теории текста.
Эти идеи дали творческий импульс для изучения строя русского языка, его стилистики, языка художественной литературы, а также в разных сферах преподавания русского языка и культуры речи (работы Ю. С. Сорокина, В. П. Григорьева, М. Н. Кожиной, Е. А. Иванчиковой, И. С. Ильинской, И. И. Ковтуновой, Н. А. Кожевниковой, В. В. Одинцова, В. Г. Костомарова и др.). Исследованию семантичной структуры слова и фразеологизма, текста, значения слова, метафоры, внутренней организации и назначения словарной статьи как особого лингвистического жанра и другим проблемам лексикологии и лексикографии посвящены работы учёных Виноградовской школы, изучающих русский и другие славянские языки (С. И. Ожегова, Ю. С. Сорокина, Н. Ю. Шведовой, А. П. Евгеньевой, Н. 3. Котеловой, Д. Н. Шмелёва и др.). Работы учёных Виноградовской школы в этой области содействовали выделению лексикологии как самостоятельной области языкознания, она получила теоретическое обоснование и сформировалась практически.
Работы Виноградова об А. А. Шахматове, Л. В. Щербе, А. М. Пешковском, М. Н. Петерсоне, его очерки по истории русской лингвистической мысли дали импульс для дальнейших исследований в этом направлении (А. А. Леонтьев, Б. Н. Головин, Ю. В. Рождественский, А. В. Бондарко и др.).
Под непосредственным руководством В. В. Виноградова создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), первым президентом которой он был. В применении к задачам обучения русскому языку иностранных студентов разрабатываются проблемы нормативной стилистики, речевой культуры, лингвострановедения и лексикографии (работы В. Г. Костомарова, Ю. А. Бельчикова, Е. М. Верещагина, П. Н. Денисова, В. В. Морковкина и др.).
Для учёных Виноградовской школы характерны следующие общие черты их исследовательского метода:
1) анализ языковых явлений в их отношении к другим явлениям, к разным сторонам языка, например, рассмотрение грамматических категорий в тесной связи с лексикой, природой, значением и окружением слова; рассмотрение законов словообразования в связи с правилами морфологического строения слов и с грамматическими категориями; изучение синтаксиса не просто как правил синтагматики, а как такого уровня языка, единицы которого, обладая не только синтагматическими, но и парадигматическими характеристиками, в своём строении и функционировании неразрывно связаны с лексикой и лексической идиоматикой; 2) внимание к функциональной и стилистической распределённости языковых явлений, к сферам их употребления; 3) изучение языковых явлений в плане «диахронической синхронии»: понимание синхронии как условно остановленного момента развития языка и отсюда анализ языковых явлений в границах исторического контекста, в частности, понимание языковой нормы как исторической категории, признание сосуществования функционально и семантически разграниченных языковых вариантов; 4) работа только с живым и богатым материалом, всегда самостоятельно извлечённым из всех необходимых источников; построение теории опирается только на такой материал и подтверждается им.
Лит.: [Избранные труды: В 7 кн.]. М., 1975-2003; Бельчиков Ю. А. Проблемы историко-лексикологического исследования в трудах академика В. В. Виноградова // Вопросы лексикологии, стилистики и грамматики в аспекте общего языкознания. Калинин, 1977; он же. Освещение истории русских лингвистических учений в трудах академика В. В. Виноградова // Zeitschrift für Phonetik, Sprachwissenschaft und Kommunikationsforschung. 1978. №6; Рождественский Ю. В. О работах академика В. В. Виноградова по истории русского языкознания // Виноградов В. В. История русских лингвистических учений. М., 1978; Крысин Л. П. Вопросы социологии языка в работах академика В. В. Виноградова // Русский язык в школе. 1979. №6; [Бельчиков Ю. А., Костомаров В. Г.]. Труды академика В. В. Виноградова по стилистике // Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. М., 1981; Лаптева О. А. Мысли В. В. Виноградова о социальных и личностных факторах речи в связи с теорией литературного языка // Вопросы языкознания. 1989. №4; Филологический сборник. (К 100-летию со дня рождения академика В. В. Виноградова). М., 1995.
Ю. В. Рождественский.