Винтокрыл

ВинтокрылВИНТОКРЫЛ, летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, у которого подъёмная сила создаётся одним или двумя несущими винтами (НВ) и крылом. Иногда винтокрыл называют комбинированным вертолётом. Вертикальный взлёт и посадка винтокрыла, как и вертолёта, осуществляются с помощью НВ. После набора скорости винтокрыл летит как самолёт. Необходимая для горизонтального полёта пропульсивная сила создаётся равнодействующей аэродинамической сил НВ, направленной по скорости полёта воздушным винтом (ВВ) или реактивным двигателем.

Интенсивные разработки винтокрыла в 1940-1960-х годах обусловлены необходимостью увеличения максимальный скорости вертолётов (300-350 км/ч), ограниченной из-за несимметричной обдувки лопастей НВ. Одним из способов увеличения максимальный скорости винтокрыла (до 500 км/ч) является разгрузка НВ крылом и создание пропульсивной силы. На максимальный скорости полёта крылом создаётся до 75-90% подъёмной силы винтокрыла, а НВ может работать в режиме авторотации. Основные недостатки винтокрыла: сложность конструкции, низкая относительная масса перевозимого груза (весовая отдача), высокая стоимость.

Реклама

ВинтокрылПервый отечественный винтокрыл - ЦАГИ 11-ЭА (одновинтовой схемы) - разработан и построен (1936) под руководством И. П. Братухина. В начале 1950-х годов в ОКБ Братухина создан проект 10-местного винтокрыла поперечной схемы. В 1959 году в ОКБ Н. И. Камова построен экспериментальный винтокрыл поперечной схемы Ка-22 с двумя НВ и двумя турбовинтовыми двигателями; максимальная взлётная масса 42,5 т. В 1961 году на Ка-22 установлено 8 мировых рекордов, в том числе максимальной скорости полёта (356 км/ч) и подъёма груза (массой 16485 кг на высоте 2588 м).

ВинтокрылЗа рубежом к числу наиболее известных относятся винтокрылы, построенные по одновинтовой схеме: XV-1 фирмы «McDonnell Douglas Helicopter Company» (США) с реактивным НВ и толкающим ВВ (1954); транспортный винтокрыл «Ротодайн» фирмы «Fairey Aviation Со.» (Великобритания) с взлётной массой 17,7 тонн, реактивным НВ и двумя ВВ (1957); 16Н-1 фирмы «Piasecki Aircraft» (США) с толкающим ВВ в кольцевом кожухе (1962); боевой винтокрыл АН-56А «Шайенн» фирмы «Lockheed Corporation» (США) с двумя ГТД и толкающим ВВ (1965); S-72 RSRA фирмы «Sikorsky» (США) с двумя дополнительными маршевыми турбореактивными двухконтактными двигателями (1976). Ведутся исследования по созданию новых перспективных тяжёлых военно-транспортных и скоростных пассажирских винтокрылов.

Лит.: Бирюлин В. И. Винтокрыл Ка-22 // Крылья Родины. 1980. № 8; Баршевский В. Винтокрыл Ка-22 // Самолеты мира. 1997. № 1/2.

А. Д. Маслов.