Виреле
ВИРЕЛЕ, вирелэ (французский virelai, старофранцузский vireli, от virer - поворачиваться, крутиться), песенная форма во французской поэзии и музыке 13-15 века, возможно, танцевального происхождения. В основе структуры - чередование окаймляющей строфы-рефрена (словесного и музыкального; на схеме - А) и двух строф, из них первая мелодически самостоятельна, вторая повторяет мелодию рефрена с новым текстом: А bb1а А bb1а А... (музыкально-текстовая полустрофа b завершается открытой, b1 - закрытой мелодической каденцией, аналогично может строиться и рефрен). Объёмы рефрена и строф не регламентированы, рифма часто, но необязательно единая. Примечателен изысканный контраст длинных (6-7-сложных) и коротких (2-3-сложных) строк. Тематика стихов, как правило, ограничена традицией куртуазной лирики. Выдающиеся образцы - одноголосные виреле Г. де Машо «Douce dame jolie» («О, нежная милая дама») и «Foy porter» («Останусь предан Вам»). Родственная виреле форма в Италии 2-й половины 14 века - баллата, встречаются подражания французским образцам, например знаменитое 3-голосное виреле Ф. Ландини «Adiu, adiu, dous dame jolie» («Прощайте, прощайте, нежная милая дама»), написанное на смерть Машо. Смотри также Ле, Твёрдые формы.
С. Н. Лебедев.