Вишну

ВИШНУ (санскритский - Visnu), один из высших богов индуистской мифологии, хранитель мироздания, составляющий вместе с Брахмой и Шивой так называемую божественную триаду (тримурти).

В ведийских гимнах Вишну не имеет первостепенного значения, хотя и входит в число основных божеств; в Брахманах его значение возрастает, но лишь в эпосе и пуранах Вишну становится первостепенной фигурой. В индийской традиции имя Вишну толкуется как «проникающий во всё», «всеобъемлющий» (от глагольного корня vic - входить, проникать). Другие этимологи иногда предполагают неиндоевропейское происхождение имени Вишну. Возможно, образ Вишну вобрал в себя элементы из доарийского мифологического субстрата. В протоиндийских источниках никаких прямых указаний или аллюзий к образу Вишну до сих пор не зафиксировано [кроме изображения птицы на одной из печатей Хараппы (смотри также Хараппская цивилизация), в котором исследователи усматривают прообраз Гаруды - ездовой птицы Вишну]. С другой стороны, нет и неоспоримых доказательств индоевропейского или даже индоиранского происхождения образа Вишну.

Реклама

Вишну В Ведах Вишну выступает как младший партнёр Индры (отсюда имя Упендра - «младший Индра») в мифе о борьбе против демона Вритры. Этот миф сохраняется и в более поздних мифологических сюжетах, но Вишну постепенно обретает главную роль (отсюда имя Атиндра - «более великий, чем Индра»). В Брахманах круг мифов, связанных с Вишну, расширяется. В них Вишну совершает подвиги на благо угнетённых и притесняемых, к нему обращаются боги за помощью в критических ситуациях.

В эпосе сам Вишну (либо в виде своих аватар Кришны и Рамы) является центральным персонажем. В эпической мифологии постепенно происходит отождествление целого ряда образов: с одной стороны, Вишну, с другой стороны - Рамы, Кришны и других антропоморфных и териоморфных персонажей, из которых складывается система аватар Вишну-Нараяны.

В пуранах разрабатывается концепция тримурти, согласно которой онтологически единые Брахма, Вишну и Шива имеют функции соответственно создателя, хранителя и разрушителя мироздания.

Вишну Однако большинство вариантов концепции тримурти отводит Вишну-Нараяне высшее место в триаде, провозглашая его абсолютом, источником, основой и сутью бытия. Подобные представления фиксируются также и в эпосе (например, Мбх. XII 48, 17).

В Ведах Вишну наделён неопределённо антропоморфными чертами: это юноша большого роста, «широко ступающий». «Махабхарата» среди других имён Вишну указывает: «тот, чьё тело не описать». В сложившейся позднее иконографии Вишну обычно изображается возлежащим на змее Шеше или стоящим во всеоружии юношей. В одной из четырёх его рук - чакра (круг, диск), специфическое оружие наподобие бумеранга, обладающее сверхъестественной силой, в другой руке - раковина, в третьей - булава (палица), в четвёртой - лотос или лук. Цвет кожи Вишну - тёмно-синий, цвет одежды - жёлтый, как и у его аватар Рамы и Кришны. Супруга Вишну - Лакшми. Сам Вишну иногда именуется сыном Адити и Кашьяпы. Обычное местопребывание Вишну - вершина горы Меру (Мбх. III 160, 17-26). Его ездовое животное - царь птиц Гаруда.

Вишну имеет много различных имён, связанных или с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар. В «Махабхарате» есть раздел под названием «Гимн тысяче имён Вишну» (XIII 149). Наиболее важные имена Вишну: Хари (буквально - рыжевато-коричневый, но толкуется как «избавитель»), Говинда (буквально - пастух), Кешава (буквально - благоволосый), Мадхусудана (буквально - убийца демона Мадху), Мурари (буквально - враг демона Муры), Пурушоттама (буквально - лучший из людей, высший дух).

С. Д. Серебряный.