Витез Антуан
ВИТЕЗ (Vitez) Антуан (20.12.1930, Париж - 30.4.1990, там же), французский режиссёр, актёр, поэт, переводчик. В 1946-1948 годах изучал русский язык в лицее Луи-ле-Гран. В 1948 году в Париже поступил одновременно в Школу восточных языков и в школу при «Театре старой голубятни». Играл в парижском Независимом театре и др. Переводил с русского (в том числе пьесы А. П. Чехова, «Тихий Дон» М. А. Шолохова), греческого и других языков. В 1960-62 годах был секретарём Л. Арагона, что в значительной мере повлияло на его духовное формирование. В Париже брал уроки театрального мастерства у Т. Балашовой. Сотрудничал в журнале «Bref», издаваемом Ж. Виларом, затем в журнале «Théâtre populaire», работал на радио, дублировал кинофильмы. Как режиссёр дебютировал в 1966 году, поставив «Электру» Софокла в г. Кан (возвращался к этой трагедии ещё дважды - в 1971 и 1986). Его привлекали редко ставившиеся во Франции русские пьесы («Баня» В. В. Маяковского и «Дракон» Е. Л. Шварца, обе 1968; «Чайка» А. П. Чехова, 1970, 1984; «Цапля» В. П. Аксёнова, 1984), а также немецкая драматургия («Домашний учитель» Я. М. Р. Ленца, 1970; «Фауст» И. В. Гёте, 1972; «Мамаша Кураж» Б. Брехта, 1973). В 1972-81 годах возглавлял театры «Театре де Картье» и «Ателье театраль д’Иври» (г. Иври-сюр-Сен). Приверженец идей В. Э. Мейерхольда и русской формальной школы, Витез декларировал, что «театр можно делать из всего»; рассматривая текст пьесы как материал для свободного творчества, в то же время стремился выявить её глубинный смысл. При этом всячески противился актуализации произведений прошлого, трактуя классический текст как миф. Центром художественных исканий Витеза стал актёр - его голос, пластика, жест. В 1975 году он поставил «Федру» Ж. Расина, считал александрийский стих своеобразным «звуковым кодом красоты». Спектакль «Катрин» (1975, по роману Л. Арагона «Базельские колокола») положил начало направлению во французском театре, получившему название «театр-рассказ». Следуя идее Ф. Шиллера, Витез создавал «элитарный театр для всех». Этот принцип воплощал, оказавшись на посту директора парижского театра «Шайо», которым руководил в 1981-88 годах («Гамлет» У. Шекспира, 1982; «Эрнани» и «Лукреция Борджиа» В. Гюго, 1985; «Атласный башмачок» П. Клоделя, 1987). В 1977 году поставил «Тартюфа» Мольера в Московском театре сатиры. Среди других постановок: «Андромаха» Ж. Расина (1971), тетралогия по пьесам Мольера «Школа жён» - «Тартюф» - «Дон Жуан» - «Мизантроп» (1978), «Селестина» Ф. де Рохаса (1989). С 1988 года возглавлял «Комеди Франсез», где в 1990 году поставил свой последний спектакль - «Жизнь Галилея» Б. Брехта.
Реклама
Витез много времени уделял педагогике. Разработав собственную педагогическую систему, в каждом театре, которым руководил, открывал школу, считая её «лучшим в мире театром». Преподавал в театральной школе Ж. Лекока в Париже (1966-1970), в Национальной консерватории драматического искусства (1968-81).
Соч.: De Chaillot à Chaillot. Р., 1981 (en coop, avec Е. Copfermann); Écrits sur le théâtre. Р., 1994-1998. Vol. 1-5; Poèmes. Р., 1997.
Лит.: Léonardini J. Р. Profils perdus d’А. Vitez. Р., 1990; Ubersfeld А. А. Vitez: metteur en scène et poète. Р., 1994.
Е. А. Дунаева.