Витраж

«Распятие». Витраж западного фасада собора Нотр-Дам в Шартре. 1145-55.ВИТРАЖ (французский - vitrage, от латинского vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике витражом также называют сплошное или частичное остекление фасада. Цветные витражи, заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (Египет) и Риме, простейшие витражи существовали в Древнем Египте со 2-го тысячелетия до нашей эры, а в Древнем Риме – с 1 века нашей эры. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, около 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре-ин-Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок. В 10-12 веках в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260; базилика аббатства Клюни, 11 век, не сохранилась) и Германии (собор в Аугсбурге, витражи - середина 12 века) появились сюжетные витражи из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застывших фигур святых («Пророки» собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь витражи окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором и колоссальными окнами. В эпоху готики техника витражей остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты; наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор Нотр-Дам в Шартре, после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (собор Парижской Богоматери, витражи - 13-14 века, реставрированы в 19 веке), детали порой выполняются росписью. В 14-15 веках искусство витражей получает развитие в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в городе Уэльс и др.), где готические традиции сохранялись вплоть до 18 века, а также в ряде других стран (в Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в витраже всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневекового витража плоскостность, формы дробятся, мельчают. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для витражей выполняют выдающиеся художники (Л. Гиберти, П. Уччелло, Донателло в Италии; А. Дюрер в Германии), но витраж чаще всего представляет собой живопись на стекле. В 16 веке для украшения жилища применяют «кабинетные» витражи - однотонные, со светскими сюжетами. В эпоху барокко и классицизма витраж почти совсем исчезает из интерьера, превращаясь в настенные картинки на стекле.

Реклама

М. Шагал. «Моисей, Давид и Иеремия». Витраж собора Сент-Этьенн в Меце. 1960.Пробудившийся во 2-й половине 19 века интерес к готике вызвал попытки возродить искусство витража, однако они свелись к декоративной стилизации, не имевшей большого художественного значения. Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает витраж эпохи модерна («Рыцарь» М. А. Врубеля, ГТГ). По-новому подошли к проблеме витража художники 20 века (Ф. Леже, А. Матисс, М. Шагал), которые включали свои композиции в единую систему декорирования интерьера: они играли роль ритмически острых и насыщенных по цвету основных художественных акцентов. С середины 1950-х годов получили развитие витражи-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и витражи-панно с подсветом, которые нередко становятся декоративной доминантой интерьера. Современные витражи составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают витражи из монолитных стёкол с росписью спекающимися красками, 3-слойные из органического стекла, а также из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне.

Декоративную обработку стекла для витража ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием, что позволяет выявить богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся. Витражи приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции.

Лит.: Минухин Е. Витражи. Рига, 1959; Armitage Е. L. Stained glass: history, technology and practice. L., 1959; Lafond J. Le vitraii. Р., 1966; Rollet J. Les ma îtres de la lumière. Р., 1980; Казакова Л. В. Декоративное стекло в советской архитектуре, 1960-1980. М., 1989; Иванов Е. Ю. Фацетный витраж Санкт-Петербурга рубежа XIX-XX в. Травленые и пескоструйные витражи Санкт-Петербурга на рубеже XIX-XX в. СПб., 2003.

И. М. Глозман.