Вивальди Антонио

Вивальди (Vivaldi) АнтониоВИВАЛЬДИ (Vivaldi) Антонио (Лучио) (4.3.1678, Венеция - 27 или 28.7.1741, Вена), итальянский композитор и скрипач. Один из наиболее значительных представителей европейской музыки эпохи барокко. Жил и работал преимущественно в Венеции. Игре на скрипке учился у отца, цирюльника и скрипача Джованни Баттисты Вивальди (1655-1736), композиции - предположительно у Дж. Легренци и А. Лотти. Как и многие другие итальянские музыканты, стал священником (1703), однако из-за слабого здоровья вскоре был освобождён от проведения богослужений, сохранив духовный сан. С 1703 года преподавал игру на скрипке и других музыкальных  инструментах в лучшей консерватории для девочек «Оспедале делла Пьета», с которой (с перерывами) сотрудничал до конца своей жизни (руководил оркестром, в 1735-38 занимал пост капельмейстера) и для которой написал множество произведений разных жанров. В 1718-1720-е годы служил капельмейстером при дворе австрийского наместника в Мантуе. Сочинять музыку начал в 1690-е годы, в 1705 году в Венеции были напечатаны его 12 камерных трио-сонат, в 1706 - 12 концертов для струнного оркестра и солистов (в 1711 изданы также в Амстердаме). Особую популярность приобрели скрипичные концерты Вивальди, в которых с наибольшей силой проявилось своеобразие его музыки. Ему принадлежит важнейшая роль в установлении для жанра концерта трёхчастной циклической композиции (по типу «быстро - медленно - быстро»). Для быстрых частей концертов характерна так называемая ритурнельная, или старинная концертная, форма, построенная на чередовании темы, исполняемой всем оркестром, и эпизодов концертирующего характера, порученных солисту или группе солистов в сопровождении бассо континуо.

Реклама

Одновременно Вивальди - один из крупнейших в 18 веке мастеров программной музыки. Наиболее известен цикл из 4 концертов «Времена года», вошедший в собрание концертов Вивальди для скрипки и струнного оркестра «Опыт гармонии и изобретения» (1725). Всего написал свыше 500 ансамблево-оркестровых сочинений, в том числе около 350 концертов для солирующего инструмента с оркестром (из них свыше 230 для скрипки), около 40 концертов для двух, свыше 30 для трёх и более солистов с оркестром, около 60 концертов и симфоний для оркестра (без солистов). Велико и число камерных произведений Вивальди (около 50 сонат для скрипки, 10 для виолончели и бассо континуо, около 30 триосонат и более 20 других ансамблевых сонат).

Один из наиболее значительных мастеров венецианской оперной школы, Вивальди написал для театров Венеции и других итальянских городов более 50 опер на исторические и мифологические сюжеты (с учётом различных редакций, а также опер-пастиччо - около 70). Сохранились немногим более 20 опер; наиболее известны «Оттон на вилле» (1713), «Тит Манлий» (1719), «Юстин» (1724), «Неистовый Роланд» (1727), «Олимпиада» (1734). Их отличает камерный исполнительский состав, блестящая виртуозность вокальных партий. Виртуозность характерна и для сольных кантат Вивальди (более 40) - большую часть для сопрано или альта в сопровождении бассо континуо. Сочинял также оратории (сохранилась лишь «Торжествующая Юдифь», 1716), серенаты (сохранились 3), части месс, мотеты, псалмы, магнификаты и др.

Влиянию Вивальди подверглись многие композиторы 1-й половины 18 века. Композиционным принципам, утвердившимся в инструментальной музыке благодаря Вивальди, в числе прочих следовал и И. С. Бах, переложивший для клавира и органа несколько его концертов. Подобно многим композиторам эпохи барокко, Вивальди оказался почти полностью забыт вскоре после своей смерти; его музыку заново открыли в 20 веке.

Нотные изд.: Le ореге / Ed. G. F. Malipiero е.а. Mil., 1947-1972. Vol. 1-43; Nuova edizione critica delle opere / Ed. Istituto Italiano А.Vivaldi. Mil., 1982-.

Лит.: Rinaldi М. А. Vivaldi. Mil., 1943; idem. Il teatro musicale di А. Vivaldi. Firenze, 1979; Белецкий И. А. Вивальди. Л., 1975; Kolneder W. А. Vivaldi: Dokumente seines Lebens und Schaffens. 2. Aufl. В., 1983; Ryom Р. Répertoire des œuvres d’А. Vivaldi: les compositions instrumentales. Cph., 1986; Григорьев В. А. Вивальди. М., 1994; London Н. С. R. Vivaldi: Voice of the Baroque. Chi., 1996; Heller К. А. Vivaldi: the red priest of Venice. Portland, 1997; Talbot М. Vivaldi. Oxf.; N.Y.,2000.

Ю. С. Бочаров.