Вийон Франсуа

ВИЙОН (Villon) Франсуа [псевдоним; настоящая фамилия Монкорбье или де Лож (Montcorbier, de Loges)] (1431 или 1432, Париж - после 1463), французский поэт. Учился на факультете искусств Сорбонны, получил степень магистра (1452). После 1455 года, будучи замешан в ряде преступлений, бежал из Парижа; к периоду скитаний относится его первая большая поэма «Лэ» («Lais», или «Legs», 1456; позднее получила издательское заглавие «Малое завещание», «Petit testament»). Связь Вийона с воровской средой отразилась в цикле баллад на арго, а пребывание при дворе ценителей поэзии герцога Бурбона и Карла Орлеанского - в ряде «ди» (сказов) и знаменитой «Балладе поэтического состязания в Блуа» - «От жажды умираю над ручьём...» («Je meurs de soif auprès de la fontaine», 1458). В 1461-1462 годах Вийон написал «Спор души и тела» («Débat du coeur et du corps») и, по крайней мере, частично, своё главное творение - поэму «Завещание» («Testament»; известна как «Большое завещание», «Grand testament»). В 1462 году приговорён к повешению за убийство; в ожидании казни была написана «Эпитафия Вийона» («Epitaphe Villon»; известна под названием «Баллада о повешенных», «Ballade des pendus»). В 1463 году казнь была заменена изгнанием из Парижа; дальнейшая судьба Вийона неизвестна. Первое печатное издание сочинений Вийона было выпущено в 1489 году парижским издателем П. Леве. Специфика поэзии Вийона во многом обусловлена его исключительным для поэта той эпохи социальным статусом, близким к статусу ваганта (этим объясняется возникновение легенды о Вийоне - бродячем комедианте), в ней содержатся многочисленные автобиографические аллюзии, однако её исповедальность условна. Центральная тема поэзии Вийона (всевластие Смерти), как и другие мотивы его творчества, а также использованные им стихотворные формы (баллады, рондо и др.) широко распространены в культуре позднего Средневековья. Новаторским стало сочетание разнородных традиций в рамках одного произведения, а также возрастание роли авторского «я», не укладывающегося в традиционные жанровые рамки; в результате «низкая» тематика приобрела у Вийона несвойственное ей трагическое звучание.

Реклама

Соч.: Полное собрание поэтических сочинений. М., 1998; Œuvres complètes. P., 2005.

Лит.: Champion P. F. Villon: sa vie et son temps. P., 1984-1985. Vol. 1-2; Фавье Ж. Ф. Вийон. М., 1991; Dufournet J. Villon: ambiguité et carnaval. Gen., 1992; Косиков Г. Κ. Φ. Вийон // Вийон Φ. Стихи. М., 2002; Villon et ses lecteurs. P., 2005.

И. К. Стаф.