Вход Господень в Иерусалим
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ, один из главных христианских церковных праздников, в православной церкви входящий в число двунадесятых праздников. Установлен в память одного из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа - торжественного прибытия Спасителя в Иерусалим накануне праздника Пасхи [описан 4 евангелистами (Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Лк. 19:28-40; Ин. 12:12-19)1, которое свидетельствовало о признании еврейским народом мессианского достоинства Христа (смотри, например: святитель Григорий Палама. Гомилия 15) и одновременно предшествовало Его спасительным страданиям. Празднуется в последнее предпасхальное воскресенье.
Главное место в символике события Входа Господня в Иерусалим и его литургического празднования занимают пальмовые ветви (греческий Βα?α), и потому праздник Входа Господня в Иерусалим обычно называют Неделей ваий (Пальмовое воскресенье); в славянской традиции известно его обозначение и как Недели Цветоносной, или Цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий также носит название Вербного воскресенья.
Реклама
Праздник Входа Господня в Иерусалим в православном богослужении включён в цикл Триоди. Он является началом Страстной седмицы и наступает после Лазаревой субботы, с которой имеет несколько общих песнопений. Тем самым литургическая традиция следует святоотеческой экзегезе, подчёркивающей неразрывную связь между чудом воскрешения праведного Лазаря, Входом Господним в Иерусалим и Страстями Господа. В отличие от других двунадесятых праздников, он не имеет предпразднства и отдания. Богослужение праздника не предусматривает чтения воскресных текстов. Устав богослужения - как у других Господских двунадесятых праздников. На Руси в допетровские времена в этот день совершался особый чин шествия «на ослята». Согласно уставу, в Вербное воскресенье ослабляется пост и дозволяется вкушение рыбы. В католической церкви после реформ Ватиканского II собора предпасхальное воскресенье имеет 2 темы - воспоминание Входа Господня в Иерусалим и Страстей Христовых. В современном римско-католическом обиходе возможны 3 варианта празднования: процессия с последующим совершением мессы; месса, предваряемая торжественным входом в храм, без совершения процессии; месса без торжественного входа.
Иконография. Первые изображения появляются в рельефах саркофагов не ранее 4 века (в том числе латеранские саркофаги, Музеи Ватикана). Наиболее простая композиция - на саркофаге Юния Басса (там же): Христос восседает на осляти, один мальчик стелет одежды под копыта, второй ломает ветви. Композиционная схема устойчива, связана со сценами императорских триумфов. Обычно, помимо Христа на осляти и апостолов, изображаются также встречающие Его иудеи с пальмовыми ветвями в руках, дети, ломающие ветви древа и стелющие одежды на землю. Иерусалим почти всегда изображён справа, в виде града с высокой стеной и башнями; внутри стен обычно выделяются Иерусалимский храм и дворец Ирода (Россанское Евангелие, 6 век). Композиция почти без изменений использовалась как в византийском мире (резной диптих, 2-я половина 10 - начало 11 века, Эрмитаж, Санкт-Петербург; икона-тетраптих из монастыря Святой Екатерины на Синае, 12 век; икона-таблетка, начало 16 века, Новгородский музей-заповедник), так и на Западе вплоть до 20 века (миниатюра Бенедикционала святого Этельвольда, 973-980, Британский музей; фреска Джотто в Капелле дель-Арена в Падуе, 1304-06; «Вход Христа в Иерусалим» Фра Анджелико, 1450, музей Гетти, Лос-Анджелес; гравюры А. Дюрера, начало 16 века; картина В. Моргнера, 1912, Музей на Оствалле, Дортмунд). К редким иконографическим деталям относятся изображения ослицы с ослёнком, согласно Евангелию от Матфея («Вход Христа в Иерусалим» Дуччо ди Буонинсенья, 1308-11, музей Опера дель-Дуомо, Сиена), апостола, ведущего осла (мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни, около 1100), падающих идолов над вратами Иерусалима (Годуновская псалтирь, 1591, Музей Московского Кремля); чаще встречаются фигурки детей, которые борются или совлекают с себя одежду (мозаика Палатинской капеллы в Палермо, 1140-50-е годы). В искусстве Нового времени известны нетипичные варианты, когда Христос направляется прямо на зрителя (картина Б. Р. Гейдена, 1814-20, семинария Маунт-Сент-Мэри, Цинциннати) или, наоборот, показан в отдалении, окружённый народом (гравюра по рисунку Г. Доре, 1865).
Лит.: Иннокентий (Борисов), еп. Херсонский. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Од., 1857. Ч. 1; Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-Х вв. Казань, 1894; Dinkier Е. Der Einzug in Jerusalem: Ikonographische Untersuchungen im Anschluß an ein bischer unbekanntes Sarkophagfragment. Oplanden, 1970; Chourgaia G. La Tradizione liturgica del sabato di Lazaro е délia domenica delle palme nei manoscritti bizantini dei sec. XI-XII. Roma, 1996; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. 2-е изд. М., 2001. С. 347-352; Ткаченко А. А., Желтов М., диакон, Квливидзе Н. В. Вход Господень в Иерусалим // Православная энциклопедия. 2005. Т. 10.
М. С. Желтов; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).