Владимир Всеволодович Мономах

ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (в крещении Василий) [1053 - 19.5.1125, урочище Альта (Алта, Алто, Лто, Льто), близ Киева], князь черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), киевский (20.4.1113 - 19.5.1125). Из династии Рюриковичей. Старший сын Всеволода Ярославича и родственницы (возможно, дочери) византийского императора Константина IX Мономаха. Отец киевских князей Мстислава Владимировича, Ярополка Владимировича, Вячеслава Владимировича (от первого брака с Гидой - дочерью последнего англосаксонского короля Гарольда II), Юрия Владимировича Долгорукого (от второго брака). При жизни своего отца Владимир Всеволодович в качестве его наместника княжил в Ростове (1068), затем, вероятно, во Владимире-Волынском, позднее в Турове, Смоленске (1077-78). Возможно, именно зависимостью от политики отца объясняются отдельные действия Владимира Всеволодовича этого периода (например, поход против волынского князя Ярополка Изяславича в 1085); Владимир Всеволодович исполнял поручения и своих дядей - киевских князей: например, по приказу Святослава Ярославича в 1074 году заключил мир с польским князем Болеславом II, а осенью 1075 участвовал вместе с двоюродным братом Олегом Святославичем в походе в Чехию.

Реклама

После смерти отца (13.4.1093) Владимир Всеволодович, несмотря на явное политическое и военное превосходство, отказался занять киевский стол, уступив его старшему двоюродному брату - Туровскому князю Святополку Изяславичу. В этом поступке впервые отчётливо проявилось его стремление следовать традиционному порядку наследования стола от старшего брата к младшему, что являлось одной из характерных черт его политического кредо. Верность ему Владимир Всеволодович подтвердил в 1094 году, когда Олег Святославич, вынужденный покинуть Русь после смерти отца, потребовал вернуть себе отцовский Чернигов, и Владимир Всеволодович уступил город старшему родственнику. После непродолжительного, но чрезвычайно кровопролитного конфликта Владимира Всеволодовича и Святополка Изяславича с Олегом Святославичем в 1096-97 годах, вызванного отказом последнего от совместных действий против половцев и от заключения общерусского междукняжеского договора, состоялся Любечский съезд 1097 года, идейным вдохновителем которого был Владимир Всеволодович. По решению этого съезда за Владимиром Всеволодовичем закреплялись Переяславль, Ростов, Смоленск, а также Новгород, где княжил его старший сын Мстислав. Результатом съезда стало также установление своеобразного «дуумвирата» - соправления Владимира Всеволодовича и Святополка Изяславича. В этой системе Владимир Всеволодович играл ведущую роль, примером чему стало его выступление (вместе с черниговскими Святославичами) против киевского князя, когда тот в нарушение любечских соглашений хотел присвоить себе владения своих двоюродных племянников - теребовльского князя Василька Ростиславича и перемышльского князя Володаря Ростиславича. Владимир Всеволодович стал главным организатором половецких походов русских князей для активного общерусского отпора половецким набегам, что являлось важнейшей военно-политической задачей того времени. В результате победоносных походов 1103, 1107, 1111 и 1116 половецкая опасность была устранена на полвека, а половцы заняли подчинённое место союзников тех или иных русских князей в их междоусобной борьбе.

Владимир Всеволодович Мономах По призыву киевлян после смерти Святополка Изяславича (16.4.1113) Владимир Всеволодович беспрепятственно занял киевский стол, однако был вынужден подавлять волнения и беспорядки, вызванные притеснениями администрации умершего князя и деятельностью ростовщиков. Пространная редакция Русской правды сохранила некоторые законодательные установления Владимира Всеволодовича («Устав Володимерь Всеволодича»), направленные, прежде всего, на ограничение ростовщических доходов. Киевское княжение Владимира Всеволодовича стало временем очевидной внутриполитической стабилизации, под его властью находилась большая часть Древнерусского государства, за исключением Чернигова, Полоцка и (до 1118) Волыни. Попытки вооружённого протеста со стороны минского князя Глеба Всеславича закончились неудачно: он был арестован и умер в заключении в Киеве. Черниговские князья - Давид Святославич и Олег Святославич - в 1110-е годы поддерживали тесный союз с Владимиром Всеволодовичем. Демонстрацией единства этих трёх сильнейших русских князей под верховенством Владимира Всеволодовича стало торжественное перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба 2.5.1115 в каменную церковь в Вышгороде, под Киевом. Важнейшим элементом внутриполитической программы Владимира Всеволодовича стало урегулирование вопроса о наследовании киевского княжения. Его замысел, оставшийся неосуществлённым, сводился к сохранению Киева в руках его старшего сына Мстислава Владимировича и его потомства. Этот шаг, вероятно, являлся попыткой сохранения любечских принципов ценой некоторого формального нарушения - ограничения «отчичей» Киева, так как со временем увеличение их числа грозило политическим хаосом. Для осуществления своего плана Владимир Всеволодович в 1117 году перевёл Мстислава из Новгорода на княжение в Белгород (Киевский), настояв одновременно на заключении между Мстиславом и следующим по старшинству сыном Владимира Всеволодовича - Ярополком (у которого не было наследников) договора, по которому после Ярополка киевский стол должен был перейти к Мстиславичам. Вероятно, протестом против подобных радикальных преобразований Владимира Всеволодовича стало выступление владимиро-волынского князя Ярослава Святополчича в 1117-18 годах, поскольку именно к нему после Владимира Всеволодовича должен был бы перейти Киев по традиционному праву. В 1118 году Владимир Всеволодович присоединил Волынь к своим владениям, что вызвало конфликт с Венгрией и Польшей, правители которых Иштван II и Болеслав III Кривоустый поддержали Ярослава. Однако в 1123 году Ярослав Святополчич погиб под стенами Владимира-Волынского.

Внутренняя стабилизация Древнерусского государства при Владимире Всеволодовиче сопровождалась обострением внешнеполитических противоречий. Ещё в 1112 году Владимир Всеволодович выдал свою дочь Евфимию замуж за венгерского короля Кальмана, но вскоре брак расторгла венгерская сторона. Причиной войны с Византией, вспыхнувшей в 1116 году, стало, вероятно, стремление Владимира Всеволодовича к контролю над Нижним Подунавьем - районом, традиционно важным в торговом и военно-стратегическом отношениях как для Древнерусского государства, так и для Византии, особенно после того, как в конце 11 века русские князья потеряли контроль над Тмутараканским княжеством. Предположительно около 1095 года Владимир Всеволодович женил византийского самозванца Льва Псевдо-Диогена, выдававшего себя за сына бывшего императора Романа IV Диогена, на своей дочери (возможно, сестре) Марице (Марии) и поддержал его выступление против императора Алексея I Комнина. Вскоре после гибели Льва русские гарнизоны заняли ряд ранее «предавшихся» ему нижнедунайских городов. Однако главную византийскую крепость в этом районе - Доростол (ныне Силистра, Болгария) взять не удалось. Мир, условия которого неизвестны, был заключён не позднее 1121-22 годов, когда в Византию «за ц(еса)рь» (предположительно за Алексея, старшего сына и соправителя Иоанна II Комнина) была выдана замуж дочь Мстислава Владимировича.

Нравственные и государственно-идеологические установки Владимира Всеволодовича отчётливее всего проявились в его авторских произведениях - «Поучении к детям» и Послании к князю Олегу Святославичу. Они сохранились в единственном списке, местами неисправном, в составе Лаврентьевской летописи (в статье 1096). «Поучение» состоит из собственно наставления детям, написанного около 1100 года, и добавленного к нему тогда же и дополненного в 1117 году или несколько позднее списка «путей» (военных походов и административных поездок князя). Список основан на летописно-дневниковых записях, которые вели князь или сопровождавшие его лица, и содержит ряд сведений, дополняющих или уточняющих летописи. В завершающей части «Поучения» (перед списком «путей») наиболее ярко проявилась авторская позиция Владимира Всеволодовича; текст представляет собой своего рода «княжеское зерцало» - свод нравственных и практических заповедей правителя. По мнению Владимира Всеволодовича, в основе жизни лежит «страх Божий», князь должен не забывать о молитве, никогда не нарушать крестоцелование, чтить священнослужителей. Владимир Всеволодович учил нищелюбию, советовал не держать в уме и сердце гордыню, опасаться лености в домашних делах и в военных предприятиях, не передоверять никому никаких дел, остерегаться лжи, пьянства и блуда, никогда не разорять своих земель во время походов, особо чтить гостей, всегда приветствовать людей добрым словом, любить жену, но не давать ей власти над собой и пр.

Послание Владимира Всеволодовича к князю Олегу Святославичу было написано в 1097 году и явилось откликом на события в Муроме 6.9.1096, когда в битве с Олегом погиб Изяслав, один из старших сыновей Владимира Всеволодовича. Оно отличается чистотой и искренностью интонации: Владимир Всеволодович простил гибель сына князю Олегу (вина которого усугублялась тем, что Изяслав был его крестником), призывал черниговского князя к миру, удивлялся тому, что князь Олег не покаялся в своём грехе, и указывал на суетность земных приобретений. Владимир Всеволодович повлиял на развитие русского летописания. Вряд ли подлежит сомнению факт редактирования текста «Повести временных лет» (ПВЛ) (в том виде, как он дошёл до нас) в благоприятном для Владимира Всеволодовича духе, хотя гипотеза А. А. Шахматова о создании в 1116 году по инициативе князя так называемой 2-й редакции ПВЛ, несмотря на свою популярность, остаётся дискуссионной.

Канонизирован в чине благоверного князя в составе Собора всех святых, в земле Российской просиявших.

Соч.: Полное собрание русских летописей. М., 1997. Т. 1. Стб. 240-256.

Лит.: Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946; Будовниц И. У. «Изборник» Святослава 1076 г. и «Поучение» Владимира Мономаха и их место в истории русской общественной мысли // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1954. Т. 10; Янин В. Л., Литаврин Г. Г. Новые материалы о происхождении Владимира Мономаха // Историко-археологический сборник М., 1962; Пашуто В Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968; Кучкин В. А. «Поучение» Владимира Мономаха и русско-польско-немецкие отношения 60-70-х годы XI в. // Советское славяноведение. 1971. №2; он же. Чудо святого Пантелеймона и семейные дела Владимира Мономаха // Россия в средние века и новое время. М., 1999; Соловьев С. М. Сочинения. М., 1988. Кн. 1; Грушевський М. С. Icтopiя України-Руси. Kиїв, 1992. Т. 2; Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории: Киевская Русь. М., 1993; Гиппиус А. А. Сочинения Владимира Мономаха: Опыт текстологической реконструкции // Русский язык в научном освещении. 2003. №2. 2004. №2; Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси в VI - первой трети XIII века СПб., 2003.

А. В. Назаренко.