Водевиль

ВОДЕВИЛЬ (французский vaudeville),

1) лёгкая комедийная пьеса, в которой диалоги чередуются с песнями (так называемыми куплетами) и танцами. Название «водевиль» возникло во Франции (от Vau de Vire - местность в Нормандии, где в 15 веке жил поэт-песенник О. Баслен; либо от voix de ville - уличные песни, буквально - городские голоса). Первоначально водевилем назывались песенки с повторяющимся припевом, которые в 1-й половине 18 века французские писатели (А. Р. Лесаж, Л. Фюзелье и др.) вставляли в свои одноактные пьесы для ярмарочных театров. Как драматургический жанр водевиль сложился в конце 18 века во Франции, когда в Париже открылись первые водевильные театры: «Водевиль» (1792) и др. Французский водевиль переживал расцвет в середине 19 века; его классики - О.Э. Скриб, Э. М. Лабиш оказали значительное влияние на развитие европейской комедии 19 века: черты водевиля прослеживаются в комедиях А. Фредро (Польша), Г. Фрейтага (Германия), Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя (Австрия). В России водевиль приобрёл популярность в 1810-20-х годах. Водевили писали А. С. Грибоедов, А. И. Писарев, Н. И. Хмельницкий, А. А. Шаховской, музыку к водевилям сочиняли А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский. На рубеже 1830-40-х годов («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» Д. Т. Ленского, постановка 1839; произведения П. А. Каратыгина, Ф. А. Кони, Н. А. Некрасова, В. А. Соллогуба и др.) жанр всё более сближается с комедией нравов, музыка в нём постепенно теряет значение; появляются водевили, в которых она отсутствует вовсе. Во 2-й половине 19 века водевиль вытесняется опереттой.

Реклама

С водевилем в значительной степени связано развитие комедийного актёрского искусства 19 века. Жанр водевиль требовал от актёров естественности, импровизационной лёгкости диалога, музыкальности, а также искусства внешнего перевоплощения (актёры нередко играли по нескольку ролей в одной пьесе). Французские актёры В. Дежазе, Ш. Г. Потье, П. Т. Левассор, Э. Арналь, блестящие исполнители водевиля, внесли свой вклад в развитие песенной национальной культуры (Дежазе считалась лучшей исполнительницей песен П. Ж. Беранже). В русском театре наряду с яркими комедийными актёрами, для которых лёгкий жанр был основой репертуара (Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, Н. В. Самойлова, В. И. Живокини), в водевиле выступали М. С. Щепкин, И. И. Сосницкий, А. Е. Мартынов, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, внёсшие в исполнительскую культуру водевиля психологическую тонкость и сатирическую остроту. В 20 веке отечественный театр воспитал режиссёров, верно чувствовавших специфику водевиля (Р. Н. Симонов, Н. П. Акимов и др.), и актёров, овладевших искусством исполнения водевиля (В. Я. Хенкин, П. Н. Поль, Ф. Н. Курихин, А. Д. Бениаминов, Н. И. Слонова, С. А. Мартинсон и др.).

2) Заключительный ансамблевый номер музыкально-сценического произведения, в котором герои поочерёдно обращаются к зрителям каждый со своим куплетом (например, в зингшпиле «Похищение из сераля» В. А. Моцарта, операх «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова, «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского).

Лит.: Гозенпуд А. А. Водевиль // Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Л., 1959: Успенский В. В. Русский классический водевиль // Русский водевиль. Л.; М., 1959; Samuels Ch., Samuels L. Once upon а stage: the merry world of vaudeville. N. Y., 1974; Литвиненко Н. Г. Старинный русский водевиль (1810-е - начало 1830-х годы). М., 1999.