Водно-моторный спорт
ВОДНО-МОТОРНЫЙ СПОРТ, технический вид спорта, включающий скоростные соревнования и туризм на моторных судах. Различают моторные суда спортивные, гоночные, надувные, с воздушным винтом и др. В зависимости от рабочего объёма двигателей или предельной суммарной массы корпуса и силовой установки типы судов разделены на классы, которые, помимо основных, включают надувные суда, туристские суда с дизельными двигателями и др. Все типы и классы гоночных судов обозначены международными буквенными индексами.
Рекорды скорости регистрируются на определённых дистанциях или «на время». Гонки проводятся по замкнутым (кольцевым) трассам, обозначаемым буями или знаками. Обычно со стартом и финишем в одном месте. Распространение получили водные ралли, а также гонки в океане на большие дистанции.
В Европе, Америке и Австралии водно-моторный спорт зародился в начале 20 века (в 1902 образована Морская мотоассоциация в Великобритании, в 1903 - яхт-клуб «Колумбия» в Нью-Йорке, ныне Американская ассоциация мотолодок, АПБА) и стал интенсивно развиваться после 1-й мировой войны. В 1903 году англичанин С. Эдж достиг рекордной скорости - 31,46 км/ч. Значительная роль в развитии водно-моторного спорта сыграли англичане М. и Д. Кэмпбелл. В 1922 году основан Международный водно-моторный союз (УИМ, UIM), в 1980 - Международная ассоциация спортивных скутеров (ИДСБА).
Реклама
Наибольшее распространение водно-моторный спорт получил в ФРГ, Италии, Франции, Бельгии, Швеции, Великобритании, США, Японии и др.
В России первые гонки на моторных судах состоялись в 1904 году в Санкт-Петербурге; в 1907 - международные гонки на каютных моторных судах. В 1925 году в СССР была организована секция водно-моторного спорта при московском автоклубе (с 1959 - Всесоюзная федерация водно-моторного спорта). Впервые в 1938 году было проведено личное первенство СССР по водно-моторному спорту, командное первенство СССР состоялось в 1952; с 1956 года эти состязания проводились ежегодно. В развитие отечественного водно-моторного спорта большой вклад внесли Ю. В. Емельянов, П. А. Леонтьев, В. М. Жиров, Г. Б. Берзина, Р. Н. Шибаев, П. Ф. Богданов и др. Водно-моторным спортом в СССР руководила Федерация водно-моторного спорта, входящая в Бюро всесоюзных федераций военно-технических видов спорта ДОСААФ. Федерация водно-моторного спорта СССР принята в УИМ с 1969 года (её правопреемницей в 1992 стала Федерация водно-моторного спорта России). В России культивируется 4 вида водно-моторных соревнований:
1) гонки на спортивных судах (включают 14 классов мотолодок, скутеров и глиссеров) на 3-5 миль и 10 миль;
2) гонки на водных мотоциклах (с объёмом двигателя до 1200 см3 и без сиденья 785 см3; смотри Аквабайк);
3) формула будущего, юношеские соревнования в 5 классах (от 8 до 18 лет);
4) гонки на выносливость, например, «24 часа Санкт-Петербурга» (в 5 классах судов).
Лит.: Водно-моторный спорт. СПб., 2004.