Военно-Грузинская дорога
ВОЕННО-ГРУЗИНСКАЯ ДОРОГА (в 1801 -1863 Дарьяльская), историческое название пути из Владикавказа в Тбилиси. Протяжённость 208 км. Известна с глубокой древности, в 11-13 веках возросло её значение как торгового пути, связывавшего Азию и Европу. Российские войска впервые преодолели горы Большого Кавказа этим путём во время русско-турецкой войны 1768-1774: в 1769 году отряд под командованием генерал-майора Г. Г. Тотлебена был послан российским правительством для защиты Грузинского царства, при движении разрабатывал дорогу, строил мосты и пр. После присоединения Грузии к России в начале 19 века дорога приобрела особо важное военно-стратегическое значение. С 1803 года на всём её протяжении возводились укрепления (в 1846 году в Дарьяльском ущелье, наиболее узком и труднодоступном месте, построена крепость). С 1814 года стала пригодной для движения колёсного транспорта. Позднее организована «экстрапочта», связавшая Санкт-Петербург с Тифлисом. В 1834 году открыто регулярное конно-почтовое сообщение. К 1863 году построена новая дорога на участке Млетского спуска (проект инженера Б. И. Статковского). Тогда же шоссировано полотно Военно-Грузинской дороги. В 1911 году начато регулярное автомобильное сообщение. С 19 века Военно-Грузинская дорога играет существенную роль в развитии экономических связей между Россией и Закавказьем.
Большое военное значение Военно-Грузинская дорога имела во время Кавказской войны 1817-1864, русско-турецкой войны 1877-78, 1-й мировой войны, Великой Отечественной войны (особенно в период битвы за Кавказ 1942-43) и вооруженных конфликтов на Северном Кавказе 1990-х - начала 2000-х годов.
Описана А.С. Пушкиным («Путешествие в Арзрум»), совершившим путешествие по дороге в 1829 году.
Лит.: Арджеванидзе И. А. Военно-Грузинская дорога. Тб., 1954; Богомолов И., Хуцишвили Г. Эта удивительная Военно-Грузинская дорога. Тб., 1983.