Военное положение
ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, особый государственно-правовой режим, временно вводимый на территории государства или в отдельных его местностях в случае агрессии против него или непосредственной угрозы агрессии. Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии. Характерными чертами военного положения являются: расширение полномочий органов военного управления; возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей (например, участие в выполнении работ для нужд обороны страны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении повреждённых или разрушенных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов и пр.); ограничение некоторых прав и свобод гражданина, касающихся участия в политической деятельности (устанавливается запрет или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий и др.). Указанные ограничения допускаются только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности государства, и не могут затрагивать основополагающих прав и свобод граждан.
Реклама
Режим военного положения довольно широко использовался в прошлом. Согласно законодательству Российской империи военное положение вводилось одновременно с объявлением мобилизации (по указу императора) или впоследствии (властью главнокомандующего или командующих армиями в пределах подведомственных им районов), а также в целях подавления массовых выступлений внутри страны. Так, в России впервые применено военное положение в 1905 году в г. Баку и Бакинской губернии. В других государствах военное положение тоже нередко применялось не только в военное, но и в мирное время: во Франции в 1948, в различных штатах и городах США для подавления забастовок и волнений афроамериканцев (например, в 1968). Впервые военное положение в СССР было введено Указом Президиума ВС СССР от 22.6.1941 «О военном положении», который предусматривал комплекс ограничительных мер в отношении прав граждан. В Российской Федерации порядок введения военного положения установлен Федеральным конституционным законом «О военном положении» (2002). Военное положение вводится на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации. Указ о военном положении должен быть утверждён Советом Федерации. На территории, на которой ведутся военные действия и введено военное положение, на Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска и органы военного управления на основании Указа Президента Российской Федерации может быть возложено применение мер, отнесённых к компетенции иных государственных органов, в частности: усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; введение особого режима работы объектов, обеспечение функционирования транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с неё, а также ограничение свободы передвижения по ней; введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, СМИ, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приёмо-передающих радиостанций индивидуального пользования; введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами; интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией; запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации и др.
За нарушение режима военного положения и за правонарушения, совершённые в период его действия, виновные лица несут ответственность в соответствии с законами военного времени.
Лит.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. редактор В. В. Лазарев. 3-е изд. М., 2004; Военное право / Под редакцией В. Г. Стрекозова, А. В. Кудашкина. М., 2004.
А. В. Кудашкин.