Вольфрам фон Эшенбах

ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ (Wolfram von Eschenbach) (около 1170, Эшенбах, ныне Вольфрамс-Эшенбах, земля Бавария - около 1220), немецкий поэт-миннезингер. О жизни Вольфрама фон Эшенбаха известно в основном из его собственных произведений. Происходил, вероятно, из рода рыцарей министериалов. В отличие от других миннезингеров старшего поколения, Вольфрам фон Эшенбах не обучался в церковной школе, чем очень гордился, утверждая, что своим искусством обязан только самому себе. Странствовал; некоторое время, возможно, служил в Оденвальде-на-Майне у графа фон Вертхейма. Наиболее длительным и продуктивным было пребывание в Вартбурге, при дворе мецената ландграфа Германа I Тюрингского, который познакомил Вольфрама фон Эшенбаха с французской куртуазной литературой (в том числе с романом Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале»). Принято считать, что 5-я и 6-я книги главного сочинения Вольфрама фон Эшенбаха - стихотворного рыцарского романа «Парцифаль» («Parzival», около 1200-1210, изд. в 1477) - были написаны в Вартбурге.

«Парцифаль» сочетает в своём сюжете материал артуровских легенд и цикла легенд о святом Граале. Юный Парцифаль вначале из неумелого простака преображается в куртуазного рыцаря, а затем от отчаяния и сомнения в Божественном милосердии приходит к религиозному смирению, что и позволяет ему наконец достигнуть королевства Грааля, где он должен властвовать. Все эпизоды романа (начиная со вступления) имеют завуалированный мистический смысл, который, однако, соединяется у Вольфрама фон Эшенбаха с жизнерадостным мироощущением и неповторимым юмором, сохраняющимся даже при упоминании о собственной бедности. Единение христианских и рыцарских идеалов Вольфрам фон Эшенбах представил полнее и ярче, чем Кретьен де Труа в «Персевале». На сюжет романа написана опера Р. Вагнера «Парсифаль» (1882).

Реклама

Два других стихотворных эпоса Вольфрама фон Эшенбаха остались во фрагментах. В «Виллехальме» («Willehalm») изображена любовь героя-христианина к жене его противника-язычника; «Титурель» («Titurel») развивает побочную линию «Парцифаля». Через все три произведения проходит тема женской преданности. Вольфрам фон Эшенбах оставил несколько лирических стихотворений, главным образом так называемых утренних песен (Tagelied, по образцу провансальской альбы) о прощании влюблённых на рассвете.

Соч.: Parzival / Hrsg. von А. Leitzmann. 5. Aufl. Halle, 1955; Парцифаль. М., 2004.

Лит.: Schröder W. Der Ritter zwischen Welt und Gott. Weimar, 1952; Sacker Н. An introduction to Wolfram’s Parzival. Camb., 1963; Ragotzky Н. Studien zur Wolfram-Rezeption. Stuttg. u.а., 1971; Bumke J. Wolfram von Eschenbach. Stuttg., 1991.

Д. Л. Чавчанидзе.