Волго-Балтийский водный путь
ВОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ, воднотранспортная система в России, соединяющая реку Волга с Балтийским морем, а через Беломорско-Балтийский канал - с Белым морем.
Волго-Балтийский водный путь (движение открыто в 1810 году), включавший Мариинскую систему, начинался у г. Рыбинск. Проходил по Шексне, Белому озеру, реке Ковжа, Мариинскому (позднее Новомариинскому) каналу, проложенному через плоский водораздел бассейнов Волги и Онежского озера, затем по реке Вытегра, Онежскому озеру, реке Свирь, Ладожскому озеру и реке Нева (всего около 1100 км). Собственно Мариинской системой называлась часть пути от Волги до Онежского озера Отходящий от Шексны (в районе г. Кириллов) Северо-Двинский канал (открыт в 1829) обеспечил выход через реки Сухона и Северная Двина к Белому морю.
На Волго-Балтийском водном пути трудности плавания небольших плоскодонных судов по крупным озёрам заставили впоследствии проложить обходные каналы - Белозерский, Онежский и Новоладожский. Для своего времени Мариинская система - выдающееся гидротехническое сооружение. Она была одной из первых подобных систем в мире и имела большое экономическое значение, но к началу 20 века перестала удовлетворять растущие транспортные потребности страны, несмотря на предпринятую в конце 19 века реконструкцию.
Реклама
Новая реконструкция Волго-Балтийского водного пути началась после Великой Отечественной войны, развернулась в 1960 году и завершилась 5.6.1964. Он частично проходит по трассе прежней Мариинской системы, местами несколько отклоняется от неё. На всём его протяжении почти не осталось естественных русел рек: Вытегра спрямлена и шлюзована, Ковжа спрямлена, между Ковжей и верховьями Вытегры прорыт прямой водораздельный канал, русло Шексны затоплено Шекснинским и Рыбинским водохранилищами. На Волго-Балтийском водном пути построено 7 гидроузлов с 9 однокамерными шлюзами. На ГЭС Шекснинского гидроузла впервые в СССР установлены горизонтальные гидроагрегаты капсульного типа. Волго-Балтийский водный путь сделал возможным сквозное плавание судов смешанного (река - море) типа и доставку грузов из морских портов Европы в российские внутренние речные порты, он стал важнейшим звеном единой глубоководной транспортной системы Европейской части России, обеспечившим соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.
Лит.: Близняк Е В. Волго-Балтийский водный путь // Близняк Е. В., Овчинников К. М., Быков В. Д. Гидрография рек СССР. М., 1945; Каталог водохранилищ СССР. М., 1988.
К. К. Эдельштейн.