Волго-Донской канал
ВОЛГО-ДОНСКОЙ КАНАЛ (Волго-Донской канал имени В. И. Ленина), судоходная магистраль, соединяющая реки Волга и Дон (а через них - Каспийский и Азово-Черноморский бассейны) в месте их наибольшего сближения; важное звено единой глубоководной транспортной системы в Европейской части Российской Федерации. Длина 101 км, в том числе 56 км - искусственного водного пути. Протекает по впадине, разделяющей Приволжскую возвышенность и возвышенность Ергени. Поднимается от Сарептского затона Волги (близ г. Волгоград), проходит по долине реки Сарпа, Варваровскому и Береславскому водохранилищам на реке Червлёная и Карповскому водохранилищу на реке Карповка, выходит в Цимлянское водохранилище на реке Дон (близ г. Калач-на-Дону). Имеет 13 однокамерных шлюзов (9 на волжском склоне и 4 на донском) размерами 145х18 м и глубиной на пороге шлюза 4 м. Они поднимают суда со стороны Волги на 88 м (от отметки минус 14 м в Сарептском затоне до 74 м над уровнем моря на водоразделе) и опускают на 40 м (до отметки 34 м в Цимлянском водохранилище). Канал питается донской водой, которая подаётся тремя насосными станциями на раздельный бьеф. Ширина канала по поверхности воды 70 м. Габариты канала допускают проход судов грузоподъёмностью до 5 тысяч т. Проектная грузопропускная способность канала 10,5 миллионов тонн за навигацию.
Реклама
Первый проект создания подобного канала появился в конце 17 века, тогда же начались работы по его сооружению (прекращены в связи с заключением Прутского мира 1711 года). В последующем разработано свыше 30 проектов соединения Волги и Дона (в том числе проекты инженеров Л. Дрю, 1884, Н. П. Пузыревского, 1910). В РСФСР строительство Волго-Донского канала было отнесено к числу важнейших народно-хозяйственных задач (постановление СНК от 14.5.1918). Проект канала разрабатывался специально созданным Управлением работ по постройке Волго-Донского канала. В 1926 году образовано Управление строительства Волго-Донского водного пути (постановление СТО СССР от 3.12.1926), завершившее разработку проекта (утверждён Экономическим советом при СНК СССР в 1927), однако строительство было отложено из-за нехватки средств и рабочей силы. В середине 1930-х годов строительство канала поручено НКВД СССР (имел опыт строительства Беломорско-Балтийского канала и канала имени Москвы). Проектное бюро гидротехнического отдела ГУЛАГа (руководитель - С. Я. Жук) разработало новый проект (утверждён И. В. Сталиным в начале 1941), однако работы были остановлены в связи с началом Великой Отечественной войны. В 1946-1948 годах проект Волго-Донского канала доработан в Гидропроекте МВД СССР. Для строительства канала образовано Главное управление «Главгидроволгодонстрой» МВД. Канал построен в 1948-52 годах с использованием труда заключённых Калачёвского и Цимлянского лагерей НКВД (в августе 1951 - 76,6 тысяч человек), а также вольнонаёмного персонала (28,5 тысяч человек). Максимальная численность заключённых на строительстве составила 118,2 тысяч человек (1.1.1952).
Открыт 27.7.1952. Первоначально использовался для перевозки главным образом угля, зерна и леса, ныне также для транспортировки нефтепродуктов и леса. В 1952-2005 годах перевезено свыше 350 миллионов тонн грузов, проследовало свыше 400 тысяч судов разных типов. Используется для пассажирских перевозок, в том числе для туристических маршрутов.
Волго-Донской канал - памятник архитектуры (руководитель группы архитекторов - Л. М. Поляков), представляет собой единый архитектурный ансамбль, скульптуры и декоративные элементы которого отражают события Гражданской войны 1917-22 и Сталинградской битвы 1942-43.
Лит.: Бернштейн-Коган С.В. Волго-Дон. Историко-географический очерк. М., 1954.
Ю. Н. Моруков.