Волхвы
ВОЛХВЫ, в Новом Завете - цари-волхвы, маги (греческий μ?γοι; латинский magi), мудрецы-звездочёты, пришедшие поклониться Богомладенцу Иисусу Христу (смотри в статье Рождество Христово).
Евангельское повествование (только Мф. 2:1-12) не указывает ни их числа, ни имён, ни этнической принадлежности, но ясно, что это не иудеи и что их страна (или страны) лежит на восток от Палестины. Более поздние церковные и апокрифические предания добавляют подробности. Ориген полагал, что число волхвов соответствовало числу их даров, т. е. равнялось трём. Это число соотносится с Тремя Лицами Святой Троицы, с тремя возрастами человека. В сирийской и армянской традиции число волхвов - 12 (что соотносится в том числе с 12 апостолами). Со 2 века в раннехристианской литературе (Юстин) родиной волхвов называлась Аравия (согласно ветхозаветной традиции, именно цари Аравии и Сабы принесут дары Царю Израиля; сравни Пс. 71/72:10, 15). Со 2-3 века родиной волхвов всё чаще считался персидско-месопотамский и мидийский ареал (Климент Александрийский). В контексте персидско-месопотамского ареала волхвы ассоциировались с проповедью Валаама и Даниила (сравни свидетельство о мистическом «звезде от Иакова», упомянутой Валаамом), а также с культом Митры. Имена волхвов в раннехристианской литературе варьируются: Авимелех (Абимелех), Охозат, Фикол - у Оригена; Гормизд, Яздегерд, Пероз - в сирийской традиции. В Средневековье в западной традиции повсеместно распространяются имена Каспар, Бальтазар, Мельхиор.
В древнерусской традиции волхвами именовались служители дохристианских языческих культов; о существовании волхвов и после принятия на Руси христианства, а также о их роли в жизни древнерусских земель (смотри, например, летописное известие о восстании 1071 в Суздальских землях на Белоозере, возглавлявшемся волхвами) свидетельствует ряд летописных фрагментов.
Лит.: Die Heiligen Drei Кönige: heilsgeschichtlich, kunsthistorisch, das religiöse Brauchtum / Hrsg. А. Wienand. Кöln, 1974; Maalouf T. Т. Were the Magi from Persia or Arabia? // Bibliotheca sacra. 2001. Vol. 156. Р. 423-442.
С. С. Аверинцев.