Восковая живопись

Восковая живописьВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ, вид живописной техники, при которой связующим краски веществом является воск. Благодаря его малой химической активности и влагоустойчивости произведения, выполненные в технике восковой живописи, в течение многих веков сохраняют первоначальную свежесть цвета, плотность и фактуру красочного слоя. В Древнем Египте с 14 века до нашей эры восковая живопись служила для окраски фасадов храмов. В Древней Греции воском покрывались в декоративных целях и ради сохранности мраморные сооружения и статуи [этот способ назывался ганосис (от греческого γ?νωσις - украшение, отделка)]. В 5 веке до нашей эры там же была создана техника энкаустики (от греческого ?γκα?ω - нагревать, выжигать), ставшая на века основным видом восковой живописи: предварительно разогретые краски (воск, смолы, масло, пигмент) наносились на подогретую основу кистью и раскалённым бронзовым инструментом, после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни. Этим способом пользовались классики древнегреческой живописи Зевксис и Паррасий из Эфеса (5-4 века до нашей эры). Энкаустика чаще всего применялась в станковой живописи, а также в монументальных росписях, там, где им угрожало воздействие среды (наружные росписи, живопись в термах). Файюмские портреты (1 век до нашей эры - 4 век нашей эры, Египет) выполнены на деревянных досках, загрунтованных смесью воска, смол и масел; техника энкаустики в них постепенно вытеснялась «холодным способом» (восковыми красками на скипидаре) и восковой темперой (эмульсией с примесью летучих масел). По сравнению с энкаустикой холодный способ и способ письма восковой темперой обеспечивают меньшую прочность, но технологически менее сложны и приближаются к обычной живописи. Восковые краски в этом случае разводятся улетучивающимися растворителями, вся работа ведётся кистями, нагревание красочного слоя производится лишь в конце. Ту же техническую эволюцию прошли византийские иконы в 6-12 веках. В 20 веке восковая живопись применяется главным образом при реставрации живописи - для укрепления красочного слоя и восполнения его утрат. Есть также опыты применения восковой живописи как в монументально-декоративных росписях, так и в станковых картинах. Важной особенностью восковой живописи является возможность писать на разных основах: холсте, мраморе, цементе, дереве.

Реклама